После возобновления регулярного авиасообщения с Кипром у турагентов возник вопрос, все ли вылеты будут выполняться в этом статусе? Оперштабом согласовано четыре рейса в неделю из Москвы в Ларнаку, три – по маршруту Москва – Пафос и по два рейса в неделю из регионов. По словам авиационного эксперта, к которому обратился TourDom.ru, сейчас допуски на выполнение регулярных рейсов получили уже девять авиакомпаний, включая «Победу», S7, Nordwind, «Уральские авиалинии». Но квоты небольшие. Из Москвы и Санкт-Петербурга основной объем перелетов выполняют а/к «Аэрофлот» и «Россия». Тем не менее заявленной перевозки значительно больше. А следовательно, туристы могут оказаться на грузо-пассажирских рейсах, риск отмены которых высок. Ранее Росавиация строго предупредила перевозчиков о невозможности использования таких рейсов в туристических целях и о последующих за этим санкциях.
По мнению редактора сайта avia.ru Романа Гусарова, отличить грузо-пассажирские рейсы от регулярки практически невозможно – их статус не отображается в системах GDS при продаже авиабилетов. Поэтому многие турагенты и туристы не в курсе, на какой вылет у них приобретен авиабилет.
По словам другого авиационного эксперта, один лайфхак всё же есть – работает он в 80% случаев. «Необходимо посмотреть на номер рейса. Как правило, грузо-пассажирские имеют четырехзначный код, а регулярные – трехзначный. Но есть и исключения», – отмечает собеседник TourDom.ru. Вероятность отмены грузо-пассажирских рейсов на открытых оперштабом направлениях, по его словам, минимален. Росавиация негласно не против, чтобы на них летали туристы. Смягчение позиции ведомства произошло под давлением перевозчиков, не получивших разрешения на регулярные полеты на Кипр. Запрет использования грузо-пассажирской перевозки в туристических целях по-прежнему действует только с теми странами, с которыми регулярное авиасообщение не возобновлено.
Однако это мнение не разделяет другой эксперт редакции. Он предупреждает, что Росавиация «в любой момент может зарубить» грузо-пассажирские рейсы, причем это произойдет при первом же подходящем случае. Тем более что группа компаний «Аэрофлота» заинтересована удерживать исключительные позиции на направлении и «у нее есть железный аргумент о незаконности грузо-пассажирских программ».
Выход для турагентов – в информировании клиентов о статусе перевозки и в собственном выборе допустимости рисков.