Новость на сайте www.TourDom.ru от 03.12 «"Капитал Тур" не успеет, даже если сможет» вызвала большой резонанс в туристическом сообществе. Самыми обсуждаемыми темами стали процитированные слова гендиректора туроператора Инны Бельтюковой о том, что по самому пессимистическому варианту компания возобновит свою деятельность после 15 февраля. Негативную реакцию вызвали также прозвучавшие сомнения руководителя «Капитала» в возможности отправки туристов на новогодние даты.
Нервозность и неопределенность ситуации подогревается еще и тем, что днем 03.12 на сайте «Капитал Тура» появилось сообщение, опровергающее сам факт интервью указанным авторам статьи. На что Татьяна Дмитрова, президент «БАНКО», пояснила, что она передала содержание разговора с руководителем туроператора в редакцию новостей. При этом в тот же день, 3 декабря, Инна Бельтюкова отказалась от предложения руководителя «БАНКО» опубликовать свое видение ситуации или опровержение, если публикация недостоверна.
Наш корреспондент, Сергей Голубцов, обратился к гендиректору ЮА «Персона Грата» Георгию Мохову за разъяснением, как агентствам в таком случае относиться к опубликованной информации. Также мы попросили эксперта прокомментировать инициативы пользователей сайта, которые высказывались в течение дня в комментариях к новости и на форуме «Курилка».
– Пожалуй, самый животрепещущий вопрос: может ли эта публикация расцениваться как основание для обращения в СК «Инногарант» с требованием выплат по фингарантиям не только за уже несостоявшиеся, а, скажем, за новогодние туры?
– Нет. Для этого нужен официальный документ. Чтобы «Капитал Туру» сохранить остатки репутации, ему следует начать выдачу письменных подтверждений того, что обязательства по договорам в такой-то период не будут выполнены. Но даже это страховщик может назвать недостаточным основанием для выплат и либо предложит дождаться наступления страхового случая, либо отправит заявителя в суд. Теоретически если СК будет предоставлено соответствующее решение суда, страховщик будет уже обязан осуществить выплаты. На практике же рассмотрение таких дел длится порядка трех месяцев – срока, превышающего наступление январских туров.
– Судя по комментариям, некоторые собираются обращаться в правоохранительные органы…
Никакого материального удовлетворения это не принесет. Разве что моральное, если возбудят уголовное дело. Должен предупредить: на практике уголовные дела только тормозят гражданские процессы.
– А если будет инициирована процедура банкротства «Капитала»? Это поможет вернуть деньги?
– Процедуру может начать любой кредитор. Если есть неисполненная задолженность перед турагентством, она должна быть подтверждена в арбитражном суде. Решение суда с требованием погасить задолженность передается туроператору. Если в течение трех месяцев оно не будет исполнено, – снова в суд, уже с требованием признать должника банкротом. Но в ситуации с «Капитал Туром» банкротство не выгодно никому – от туриста до банка-кредитора. Во-первых, и те, и другие окажутся кредиторами третьей очереди, причем в равных условиях. Первоочередники – по зарплате, пенсионному фонду, налогам и т. п. Во-вторых, может оказаться, что и взыскать-то нечего. Больше шансов получить возмещение у страховой компании. Правда, она при такой экстремальной финансовой нагрузке тоже может ощутить проблемы.
– Итак, наиболее предпочтительные варианты действий ТА в сложившейся ситуации?
– Все очень индивидуально. Но при наступлении страхового случая (то есть даты начала тура) необходимо предъявить требования к «Капитал Туру», чтобы соблюсти претензионный порядок и на всякий случай сохранить право регресса, одновременно подготовить документы от имени туриста (с доверенностью от него!) в страховую компанию, выждать 30 дней, а далее действовать по ситуации. Если «Инногарант» отказывает в выплате, быстро бежать в суд и добиваться признания страхового случая в судебном порядке. Получив положительное решение, снова обращаться в СК, будучи уже уверенным в обязанности страховщика произвести выплату. Если страховая сумма, конечно, не будет исчерпана раньше или не произойдет какая-нибудь другая неприятность.
– А страховщик может отказать в приеме заявления?
– Страховщик не в праве не принимать их, если страховой случай наступил: турист не вылетел на отдых. Основание для выплаты – признание этого самого страхового случая либо туроператором (завизированное подтверждение или по конкретному договору, или списком, как было, например, по делу с «Аватур»), либо судом, когда добиться подтверждения у ТО невозможно. Доказательства не исполнения обязательств туроператора в этом случае могут быть разные, например, нотариально заверенная распечатка с его сайта о том, что с 17 ноября оказание услуг приостановлено. Но даже при добровольном признании туроператором невозможности исполнить обязательства решение, признавать или нет страховой случай, остается за страховой компанией.