В субботу 25 августа произошел сбой с вылетом туристов в черногорский Тиват. Инцидент обсуждался на профессиональном форуме сайта www.TourDom.ru (подробности можно посмотреть по ссылке). По версии очевидцев, события в московском аэропорту Домодедово разворачивались следующим образом. Пассажиры прошли регистрацию на чартерный рейс авиакомпании «КрасЭйр», запланированный на 13:15. Когда люди, всего около 340 человек, уже находились в «стерильной зоне», поступила информация о задержке вылета на час. После того как была объявлена посадка, часть туристов отправили на борт воздушного судна. 92 пассажира остались в «стерильной зоне» – ждать следующего автобуса для доставки на борт. Однако примерно через 30 минут на табло появилась информация о том, что борт на Тиват… вылетел. Попытки связаться для прояснения ситуации с офисом туроператора «Компания ПАКС» – одного из консолидаторов рейса – не увенчались успехом. Вышедший к туристам представитель авиакомпании пояснил, что вместо планировавшегося к вылету Ил-86 был подан меньший борт, поэтому оставшиеся туристы будут вывезены в Черногорию резервным самолетом. В 20:10, то есть с задержкой более чем на 6 часов, пассажиры действительно вылетели, однако не в Тиват, а в Подгорицу. При этом часть багажа была отправлена первым рейсом, а часть – вторым. В результате по прилете в Черногорию оказалось, что личные вещи некоторых пассажиров, приземлившихся в Тивате, оказались в Подгорице, и наоборот.
В ходе журналистского расследования корреспонденту ИС «БАНКО» удалось выяснить некоторые детали. Основным консолидатором рейса выступал туроператор R-TOUR, которому принадлежало около 240 мест на борту. Доля «Компании ПАКС» составляла оставшиеся 100 кресел. Попытки получить комментарии от основного консолидатора, а также от перевозчика оказались неудачными: R-TOUR пообещал прислать свое пояснение, но так и не сделал этого, телефоны же пресс-службы авиакомпании «КрасЭйр» не отвечали. Своим видением ситуации поделился лишь Сергей Приголовкин, председатель совета директоров «Компании ПАКС». «Борт Ил-86, который был поставлен на Тиват, должен был прибыть в Домодедово из Норильска, однако не смог вылететь в московский аэропорт по погодным условиям, – рассказал нашему корреспонденту г-н Приголовкин. – Авиакомпания заменила самолет двумя бортами меньшей емкости. Так как второй лайнер удалось подготовить к вылету лишь вечером, его пришлось направить в Подгорицу, ведь аэропорт Тивата не принимает ВС в ночное время». По словам представителя «Компании ПАКС», и перевозчик, и консолидаторы сделали все, от них зависящее, чтобы минимизировать неудобства пассажиров. «КрасЭйр» предоставил туристам горячее питание в Домодедово, «Компания ПАКС» оперативно решила вопрос с организацией трансфера из аэропортов Тивата и Подгорицы в отели. В течение суток всем туристам был доставлен в гостиницы их багаж.
Г-н Приголовкин выразил недоумение по поводу некоторых обвинений в адрес оператора, содержащихся в сообщениях на форуме: «Замруководителя департамента Черногории Ольга Худякова находилась в офисе до 16 часов. Поэтому не совсем понятны высказывания относительно невозможности связаться с туроператором». Представитель «Компании ПАКС» также обратил внимание на разграничение сфер ответственности туроператора и перевозчика: «После того как туристы прошли в «стерильную зону» аэропорта, ими занимается авиакомпания. Туроператоры не отказываются совместно с перевозчиком участвовать в решении возможных проблем, но ведь их представителей попросту не пускают в «стерильную зону».
Интересно, что тема допуска туроператоров в «стерильную зону» аэропортов уже обсуждалась на недавнем форуме «Туристические маршруты. Зима 2007/08», причем именно представитель аэропорта Домодедово выступил инициатором такой возможности (подробности можно посмотреть по ссылке).