Бюро промышленности и безопасности США (BIS) обновило список самолетов российских авиакомпаний, в отношении которых действуют ограничения, связанные с экспортным законодательством США. TourDom.ru выяснил, как это может сказаться на туристических перевозках.
20 мая BIS сообщил об отказе в предоставлении экспортных привилегий авиакомпании «Россия». Вместе с «Аэрофлотом», AZUR air, Utai и «Авиастаром» этот перевозчик лишен права участвовать в сделках, которые подпадают по действия правил экспортного контроля. Таким образом, американский регулятор стремится отрезать российские компании от поставок запчастей, в том числе реэкспорт, а также сделать невозможным любое обслуживание их самолетов, включая заправку в аэропортах.
В этом же документе BIS опубликовал обновленный список из 157 лайнеров производства Boeing, которые есть в парках российских компаний, а также Belavia и частном использовании. По сравнению с апрельским он увеличился незначительно – туда включили уже второй по счету лайнер Романа Абрамовича, Boeing 787.
Однако это не единственное изменение. Самолеты идентифицируются теперь не только по бермудской, но и по российской регистрации: по многим позициям указаны обе.
По мнению одного из экспертов, с которым консультировался TourDom.ru, это упростит для американского регулятора выявление нарушений, усложнит обход ограничений для перевозчиков с боингами, повысит риски вторичных санкций для контрагентов.
Наш собеседник обращает внимание, что в списке BIS присутствуют практически все самолеты производства концерна Boeing, которые отечественные компании используют или планируют задействовать для рейсов в Турцию. Анкара не заинтересована, чтобы хендлинговые фирмы попали под вторичные санкции за обслуживание российских самолетов на территории Турции. Поэтому с учетом действий США власти страны, вполне возможно, будут настаивать, чтобы российских туристов доставляли на отдых именно турецкие авиакомпании.
Как может отреагировать на такую позицию российский Минтранс, спрогнозировать несложно – накануне майских праздников ведомство на 70% сократило количество разрешенных рейсов Turkish Airlines в Турцию из Москвы. Тем самым чиновники показали, что будут отстаивать интересы российских авиакомпаний и удерживать паритет объёмов перевозки. Затем, после объявления программ «Аэрофлота», Минтранс пошел на послабления и увеличил квоту для Turkish Airlines.
Несколько дней назад вице-премьер Александр Новак заявлял: с Турцией удалось договориться об увеличении объема перевозки как для турецких, так и для российских компаний. Казалось, что компромисс, к которому страны шли очень долго и трудно, наконец-то достигнут. Но как показывают действия США, факторы нестабильности сохраняются, хрупкий план туристической перевозки может быть нарушен.Отметим, что российские перевозчики используют для полетов в Турцию не только боинги. В программе «Аэрофлота» задействованы самолеты Airbus A330 европейского производства, на которые санкции Минторга США не распространяются. Часть рейсов выполняется также на российских Sukhoi Superjet 100.