Овербукинг в России все же может быть узаконен: Минтранс опубликовал на своем портале законопроект, позволяющий авиакомпаниям продавать билетов больше, чем есть мест на рейсах. Планируется, что документ вступит в силу во втором квартале 2016 года, говорится в материалах на сайте. Отметим, что еще в апреле в СМИ циркулировала информация о негативной оценке от введения этой схемы чиновниками самого ведомства. Теперь же эксперты уверены, что разрешение сверхпродаж авиабилетов в России — это лишь вопрос времени. К примеру, такого мнения придерживается главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров, который, впрочем, считает, что данный закон ожидает еще множество изменений, пока он выглядит скорее как заготовка. К примеру, в документе никак не разъясняются права пассажиров. В нем говорится, что если места для покупателя билета на борту не хватит, то авиакомпания обязана «проинформировать его об альтернативном варианте перевозки». А если пассажиру он не подойдет, то ему следует вернуть деньги за билет и выдать некую компенсацию. Но ни сроков такой альтернативной поездки, ни размера компенсации, ни того, каким образом будут выбирать «лишнего» пассажира, в документе не прописано. Кроме того, не ясно, будет ли каким-либо образом ограничено использование перевозчиками овербукинга. К примеру, по мнению экспертов, прибегать к сверхпродажам нужно исключительно на тех направлениях, на которых самолеты авиакомпании летают по несколько раз в сутки.
Юриста Александра Байбородина, в свою очередь, беспокоит отсутствие какой-либо информации относительно распространения овербукинга на клиентов туроператоров, для которых покупаются места в том числе и на регулярных рейсах. «Кто в этом случае будет выплачивать туристу компенсацию за сокращение сроков турпоездки, за изменение маршрута?» — задается вопросом Александр Байбородин. Эксперт отмечает, что в целом оценить влияние на рынок легализации двойных продаж можно будет лишь через два-три года после начала действия закона.
Напомним, что с инициативой о введении в России овербукинга к Минтрансу этой весной обратились несколько авиаперевозчиков. Среди них «Аэрофлот», в котором неоднократно указывали на то, что на рейсы регулярно не являются около 10–15% пассажиров. На сегодня в российском законодательстве прямого запрета на сверхпродажи авиабилетов нет, поэтому считается, что некоторые игроки рынка уже сегодня неофициально к нему прибегают. «До сих пор подобные споры пассажиров с авиакомпаниями решались в индивидуальном порядке, часто дело доходило до суда. Вскоре у перевозчиков появится право не «пустить» пассажира на рейс официально», - заключила руководитель юридического отдела ООО «Юридическое агентство «Персона Грата» Ольга Плещук.