Туроператор «Верса» 26 января подал в арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленобласти заявление о своем банкротстве. Напомним, что компания объявила о приостановке деятельности 16 сентября, на тот момент за границей находилось около 9 тыс. клиентов туроператора, половине из них потребовалась эвакуация силами «Турпомощи».
Гражданская ответственность ООО «Верса» была застрахована в нескольких страховых компаниях на 210 млн рублей: в ВСК на 60 млн, в «Авангард полисе» на 50 млн и в «Авесте» – на 100 млн. руб. Отметим, что с «Авестой» у «Версы» заключено два договора по 50 млн каждый. Это связано с тем, что изначально туроператор страховался в «Восхождении» на 50 млн рублей, но после приостановки лицензии страховщика «Верса» заключила в августе дополнительный договор с «Авестой».
Несмотря на такое количество страховщиков, ситуация с выплатами пострадавшим остается неоднозначной. Так, «Авангард полис» с 17 октября пытается в судебном порядке оспорить договор с «Версой» и по этой причине не производит страховые выплаты. Как сообщается на сайте страховщика, компания считает, что на момент заключения договора (2 апреля 2014 г. – прим. ред.) руководство «Версы» сообщило «заведомо ложные сведения, которые влияют на условия договора страхования ответственности, а также на оценку наступления застрахованных рисков». Интересно, что поводом для сомнений страховщика в честности туроператора послужил запрос Главного следственного управления Санкт-Петербурга в рамках проверки возможных мошеннических действий со стороны сотрудников «Версы».
Страховая компания «Авеста» также пытается признать один из договоров с «Версой» недействительным. При этом компания все-таки производит выплаты в рамках второго договора. Страховщик отказывается сообщить, сколько всего клиентов «Версы» обратилось к нему и какова общая сумма их требований, однако известно, что выплаты производятся пропорционально, и туристы получают по 8-10% от стоимости туров.
Компания «ВСК» в свою очередь сообщила, что к ней обратились почти 3,4 тыс. туристов Версы, а общая сумма их требований превысила 262 млн рублей. Так как размер претензий более чем в четыре раза превысил сумму фингарантий, туристы получают пропорциональное возмещение. Информацию о том, сколько туристов уже получили возмещение и в каком объеме, страховщик обещал сообщить позже.
Между тем, генеральный директор «Версы» Владимир Дорофеев рассказал корреспонденту TourDom.ru, что ему неизвестно, из каких расчетов исходят страховые компании, производя пропорциональные выплаты. «По нашим данным, 210 млн фингарантий должны были полностью покрыть потери клиентов. Мы основываемся на числе туристов, обратившихся к нам за документами, соответствующий реестр был направлен страховщикам», – рассказал он. Стремление «Авесты» и «Авангард полиса» признать договоры страхования недействительными г-н Дорофеев комментировать не стал, однако подчеркнул, что его компания действовала в полном соответствии с законом.
Как пояснили юристы, в случае, если страховые компании докажут обоснованность своих заявлений и договоры с «Версой» будут признаны недействительными, то туристы, которые должны были бы получить по ним возмещение, останутся ни с чем. «Если туроператора признают банкротом, то им останется только встать в реестр кредиторов «Версы». Однако туристы имеют право сейчас подать в арбитражный суд заявления о признании их третьими лицами в процессах по договорам туроператора со страховыми компаниями. Являясь выгодоприобретателями, они напрямую заинтересованы в исходах этих дел, и таким образом смогут высказать суду свое мнение по ситуации», – рассказал адвокат Илья Тугуев.