На портале нормативно-правовых актов опубликован проект распоряжения правительства РФ о создании автономной некоммерческой организации (АНО) «Развитие туризма». Учредителем новой структуры от имени Российской Федерации выступит Ростуризм.
Целью деятельности АНО в документе указано «содействие разработке и реализации мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности и продвижение национального и региональных турпродуктов на внутреннем и мировом туррынках». Финансирование предполагается из федерального бюджета в рамках ежегодных ассигнований, предусмотренных для Ростуризма, ориентировочная сумма госсубсидий на проект в 2021 году – 1,3 млрд руб. Средства, в частности, пойдут на деятельность ТИЦ – туристских информационных центров, проведение выставок, создание интернет-площадок, популяризирующих туристические возможности России в целом и ее отдельных регионов.
Предшественником АНО «Развитие туризма» был проект Visit Russia, запущенный в 2015 году под кураторством тогдашнего замглавы Ростуризма Сергея Корнеева. Маркетинговое агентство открыло национальные туристические офисы в более чем 10 странах – в Финляндии, Великобритании, Испании, Чехии, государствах Балтии, Иране, Вьетнаме, Кувейте и др. На сегодня деятельность Visit Russia фактически свернута, на базе ее бывших офисов теперь действуют представительства РСТ за рубежом. Руководитель туроператора «Свой ТС» Сергей Войтович называет основной причиной неудачи Visit Russia отсутствие должного финансирования со стороны государства. Проект существовал в форме ФГУП – федерального государственного унитарного предприятия, а таким структурам, как правило, не выделяются серьезные субсидии из госбюджета. «Создание АНО “Развитие туризма” – первая попытка популяризации туристических возможностей России с привлечением государственных денег», – говорит эксперт. Планируемые дотации в сумме чуть более миллиарда рублей в год он прокомментировал с юмором: «Это ровно в миллиард раз лучше, чем ничего». По словам Сергея Войтовича, продвижение въездного туризма – финансово емкая задача, решить которую невозможно без поддержки государства, ведь конкуренция за иностранных гостей на международном рынке крайне высока. За туристов приходится соперничать с лидерами по въездным турпотокам – Францией, Испанией, США и т. д., правительства которых выделяют громадные маркетинговые бюджеты на создание привлекательного образа своих стран у зарубежных путешественников. Что касается технологий, то велосипед изобретать не нужно – АНО «Развитие туризма» мог бы воспользоваться опытом и наработками Visit Russia, а также привлечь работавших в этой структуре специалистов, считает Сергей Войтович.
Тема создания новой организации обсуждается и на профильных площадках в соцсетях. Среди комментариев встречаются и язвительные: «Денег у государства валом, идей – тьма… Но как можно заниматься маркетингом страны, если на некоторых туристических маршрутах нет даже самого элементарного, например оборудованных туалетов! Лучше бы выделили средства на постройку круизных кораблей, закупку туристических автобусов и т. д.». Специалисты инкаминговых туркомпаний подобную критику считают справедливой, но отмечают: обе задачи – и улучшение инфраструктуры, и продвижение туристических возможностей России – нужно решать параллельно. Тем более что после длительного отсутствия иностранных гостей в период пандемии COVID-19 работу по популяризации страны как туристического направления придется возобновлять едва ли не с нуля.