Федеральная антимонопольная служба возбудила административное дело в отношении авиакомпании S7 по поводу цен на авиабилеты. Как пояснили в ФАС, в рамках одного подкласса тарифа перевозчик продает билеты по разной стоимости: «При этом различия цены не связаны с оказанием услуг на борту, дополнительными расходами или временем до вылета, в которое пассажир приобретает билет». Кроме того, как отметили в антимонопольном ведомстве, у авиакомпании и ее группы лиц «отсутствует коммерческая (ценовая) политика или иной акт, определяющий в том числе порядок ценообразования».
Дело возбудили по п. 6 ч. 1 ст. 10 Закона РФ о защите конкуренции. В случае, если вина перевозчика будет доказана, авиакомпанию оштрафуют. Санкция статьи предусматривает, что заплатить придется сумму, которая в 2 раза превышает «излишне полученную выручку от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года». Также могут пострадать должностные лица – им грозит 50 тыс. руб. штрафа или дисквалификация до 3 лет.
Новость о деле против S7 вызвала бурное обсуждение в нашем телеграм-канале «Крыша ТурДома». Подписчики отмечают, что разные цены по одному и тому же тарифу встречаются и у других авиакомпаний. А кроме того, не совсем понятно, почему государство вмешивается в вопрос ценообразования, который должен регулироваться рынком. «Есть такое понятие, как конкуренция. Если дорого, значит, не летим. Или летим, но с пересадкой. Или едем на поезде. Или на машине. И почему вообще частная авиакомпания должна согласовывать свои цены с ФАСом и отчитываться перед ними?» – высказался один из подписчиков.
«Закон о конкуренции указывает на необходимость экономического обоснования тарифов на один и тот же товар, что, собственно, и требовал ФАС от авиакомпании – предоставить технологию расчета тарифов в виде коммерческой политики», – объяснил основатель юридического агентства «Персона Грата» Георгий Мохов. Он также отметил, что ФАС уже давно беспокоит динамическое ценообразование, которое применяется авиакомпаниями.
Почему именно S7 попала под раздачу, объяснить сложно. «Трудно понять, почему этот перевозчик, а не какой-то другой, здесь можно предположить, что была жалоба на авиакомпанию со стороны какого-нибудь регионального депутата, которую ФАС обязана отрабатывать», – сказал TourDom.ru главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров.
Вероятно, это пробный шар, за S7 последуют другие авиакомпании, и не только они. «Невозможно же возбуждать дела в отношении всех одновременно. Сейчас отработают административную практику на этой авиакомпании, потом вынесут предписания следующим, думаю, и до туроператоров дело дойдет, и до гостиниц. Если будет выявлено доминирующее положение на каких-то направлениях», – предположил Георгий Мохов. При этом на вопрос, в чем именно выражено доминирующее положение, ответа нет. «Непонятно, что значит доминирующее положение S7 и где именно это проявляется», – недоумевает Роман Гусаров.
Редакция TourDom.ru отправила запрос в авиакомпанию S7 с просьбой высказать свою точку зрения по этому вопросу, однако ответа пока не получила.
В феврале мы писали, что с начала года уже две авиакомпании попали на штрафы за овербукинг. В середине января дважды за неделю отличилась S7, а позднее суд вынес аналогичное решение для «Победы». Штрафы во всех случаях оказались не очень большими – 30 тыс. руб.