Президент РСТ Илья Уманский оставил без комментариев вопросы TourDom.ru по поводу его письма в Минэкономразвития с предложением изменить одно из ключевых понятий отраслевого закона. В обращении на имя замминистра Дмитрия Вахрукова от 20 июня содержится его просьба инициировать поправки и признать «туристским продуктом» комплекс услуг, обязательно включающий размещение туристов, а не комбинацию «перевозка плюс размещение», как в действующей редакции.
Глава общественной организации ссылается на позицию всей отрасли, однако собеседники нашей редакции подтвердили, что дискуссии по этому поводу внутри РСТ не было. «Я считаю абсолютно неуместным отправлять письмо в Минэк с формулировкой “мнение бизнеса”, когда оно таким категорически не является. Более того, нас никто и не спрашивал о необходимости такой инициативы», – сказал нам один из членов правления.
Открыто комментировать ситуацию туроператоры – члены РСТ не хотят, не желая портить репутацию всего объединения. «Нам выкручивают руки, так как публичная реакция на такое письмо покажет: бизнес не может договориться», – сказал собеседник.
Вице-президент РСТ Юрий Барзыкин рассказал TourDom.ru, что не принимал участия в подготовке письма, а на тех площадках, где он участвует, дискуссия не проводилась.
Однако он напомнил: 2 года назад Ростуризм уже предлагал в своем варианте законопроекта аналогичную формулировку турпродукта, где главной услугой становилось размещение туристов, а перевозка не упоминалась. Тогда эта тема широко изучалась общественными организациями, и в итоге они высказались против. Свои аргументы изложили в обращениях в Госдуму, Минэк и другие инстанции. Копии есть в редакции.
«Складывается ситуация, при которой любое средство размещения (гостиницы, санаторно-курортные организации и др.), к примеру с услугой трансфера, будет считаться туроператором. Законопроект значительно расширяет сферу регулирования и число предприятий, которые должны будут получить статус туроператора», – указано в письме на имя председателя Госдумы Вячеслава Володина от 16 мая 2022 года. Его подписали руководители пяти общественных объединений, в том числе и предыдущий глава РСТ – Андрей Игнатьев.
По словам Барзыкина, если турпродуктом признать комбинацию размещения и любой другой услуги, то туроператорский статус придется получать и многим турагентам. Это приведет к росту затрат и создаст нагрузку на регулятора, так как контролировать десятки тысяч компаний сложнее, чем те 4499, которые числятся в туроператорском реестре сейчас.
«Возникает опасность широкого толкования термина “турпродукт”, что безосновательно и ничего, кроме излишнего администрирования, не даст», – добавил Барзыкин.
Он считает, что к изменению формулировки турпродукта надо отнестись «разумно и взвешенно», так как перевозка – «это его базовая основа, что следует из самого определения туризма – временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации с постоянного места жительства в страну (место) временного пребывания». А размещение туристов – это базовая услуга для гостиниц, а не для туроператоров.
В телеграм-канале для специалистов туризма «Крыша ТурДома B2B» высказываются разные мнения о том, какие последствия вызовет изменение формулировки, если в Минэке и Госдуме прислушаются к письму Ильи Уманского.
«Мое мнение, что это будет серьезный передел туристического рынка услуг (в реализации проживания) и ударит в первую очередь по туристическим агентствам. Так как Яндекс, МТС и прочие агрегаторы смогут потянуть фингарантии, а туристическое агентство нет. Какую цель преследует Илья Уманский, интересно узнать. Возможно, чтобы уравнять позиции с агрессивно вышедшими агрегаторами на туристический рынок, но тут зацепит и агентов однозначно, если примут его предложение», – написал один из участников обсуждения.
Ранее собеседники редакции высказывали две версии появления инициативы от главы РСТ. Первая – действия в интересах собственной компании Алеан, так как далеко не все продажи попадают под освобождение от НДС для туроператоров в сфере внутреннего туризма. И вторая – лоббирование интересов кого-либо из чиновников, так как увеличение туроператорской массы вызовет и рост различных платежей.