Минтранс России получил заявку на осуществление регулярных автобусных рейсов из Ростова-на-Дону в Стамбул, которые могут быть запущены с 1 марта. Предполагается, что автобусы будут ходить трижды в неделю, время в пути – более двух суток, цена билета составит 10 тыс. руб. в один конец. Маршрут будет проходить через Грузию. Остановки планируются в Семикаракорске, Зимовниках, Сальске, Пятигорске, Нальчике, Трабзоне.
Именно к маршруту возникли первые вопросы у экспертов. «Маршрут странный, участок Ростов – Пятигорск – это 500 км, а его сделали 750. Зачем там Семикаракорск, Зимовники, Сальск? Это абсолютно в другую сторону по плохой дороге. Рейс не будет рабочим», – считает основатель сети турагентств «Розовый слон» Алексан Мкртчян.
Наземное путешествие в Стамбул – и так небыстрое – может сильно затянуться из-за того, что на Верхнем Ларсе, единственном автомобильном пункте пропуска на российско-грузинской границе, серьезные очереди. А, кроме того, он нередко бывает закрыт из-за погодных условий. Можно стоять 5–6 часов, а можно провести на границе и несколько суток.
Еще один вопрос, на который в том числе обратили внимание подписчики нашего телеграм-канала «Крыша ТурДома», – цена билетов. Мы сравнили ее со стоимостью перелета. Например, в начале марта «Азимут» доставит из Минеральных Вод в Стамбул за 18 682 руб. (правда, без багажа), еще около 5 тыс. придется потратить на автобус из Ростова до Минвод. Получается немного дороже, чем на новом автобусном рейсе, зато экономия времени колоссальная. Примерно на 2 тыс. руб. дороже обойдется билет на самолете из Сочи, но жирный минус – дорога до адлерского аэропорта из Ростова. Ехать придется значительно дольше, чем до Минвод, – 11 часов вместо 5.
Впрочем, можно найти авиабилеты из Минвод и Сочи в Стамбул дешевле и 20, и даже 18 тыс. руб. – если регулярно следить за распродажами.
Предложение может устроить разве что челноков – тех, кто едет с баулами. «Сядет десять человек в этот автобус, а все остальное место будет забито тюками с товаром. Возвращаемся в девяностые – вот что это за автобусы. Обычные туристы пользоваться не будут», – делает вывод Алексан Мкртчян.
По его мнению, после того как откроется паромная линия Сочи – Трабзон, новый автобусный маршрут из Ростова станет не нужен. Однако перспективы паромной переправы туманные. Сообщение между Сочи и Трабзоном собирались запустить еще в прошлом году. Называлось несколько дат в мае, однако пока проект так и не был реализован. Одна из проблем – страхование парома.