Последствия новых санкций Евросоюза в отношении российской авиации могут быть очень плачевными и фактически привести к полной остановке полетов за рубеж. Своими мыслями на этот счет 26 февраля с TourDom.ru поделились авиационные эксперты.
Сухие факты, чтобы оценить масштабы бедствия: российский флот на 80% состоит из импортных самолетов, а российский «Сухой Суперджет» – на 90% из зарубежных комплектующих. На данный момент санкции ввел только Евросоюз, то есть ограничения коснутся новых поставок «Аэробусов». В настоящее время российские перевозчики имеют в своем парке 322 самолета Airbus. По оценкам специалистов, это около 40% всего парка. Больше всего таких самолетов у «Аэрофлота», S7 Airlines. «Уральские авиалинии» летают только на них.
США пока не приняли аналогичного решения по «Боингам», но прогнозы на этот счет пессимистичные. «Наверняка последует и третий пакет санкций. И мы лишимся “Боингов”. Будем летать на SSJ и надеяться, что они не начнут один за другим ломаться. Хотя в этом случае, хотя бы запчасти будут. Возможно, расконсервируют ТУ-154 и ИЛ-86», – перебирает возможные варианты обхода жестких ограничений один из собеседников TourDom.ru.
Самый большой риск, что страховые компании не будут перестраховывать самолеты и отзовут уже действующие страховки. «В этом случае ни один нормальный лизингодатель не оставит в стране под санкциями свою технику», – добавляет другой эксперт. То есть отрасль лишится половины летной техники. Авиакомпании РФ эксплуатируют 980 пассажирских лайнеров, 777 из них – в лизинге. У иностранных собственников перевозчики арендуют 515 самолетов.
Кроме того, возникнут сложности с техническим обслуживанием и ремонтом, которые самолеты проходят в Европе. «Вариантов обойти санкции просто нет, кроме как национализировать самолеты. Это означает, что они будут осуществлять только внутренние рейсы. Если они вылетят за границу, их тут же арестуют. Это еще не Северная Корея, но Иран. Самый худший прогноз – полная остановка российской авиации», – рисует фактически апокалиптический сценарий развития событий авиаэксперт.
В то же время некоторые специалисты призывают не поддаваться эмоциям, ведь официальных документов о введении новых санкций российские перевозчики пока не имеют. Есть только заявления. Как сообщил TourDom.ru топ-менеджер одной из авиакомпаний, комментировать пока нечего.