Исход из России иностранных брендов затронул и международные гостиничные цепочки. Некоторые все же планируют остаться, но сетуют на большие убытки и риски. Какова ситуация с отелями-экспатами в реальности?
Если говорить предметно, то на данный момент зарубежные сети сняли вывески лишь с тех отелей, которые принадлежат российским структурам, попавшим под санкции, или же находятся в залоге у «санкционных» банков. Среди них, например, Hyatt Regency Moscow Petrovsky Park, Marriott Courtyard в Казани и Санкт-Петербурге, с питерского рынка ушла сеть Sokos Hotels. То есть пока это частные случаи. Но есть одна общая тенденция: повсеместно заморожены все новые проекты. Даже объекты, близкие к сдаче в эксплуатацию, построенные и оборудованные по стандартам того или иного западного бренда, должны теперь встать на паузу либо открыться под каким-то другим именем. И уж тем более зарубежные сети не рассматривают предложений от новых франчайзи.
«По сути, они сейчас заняли позицию выжидания. Приняли необходимые меры, чтобы избежать общественного порицания на Западе, и наблюдают – что будет дальше? – комментирует Алексей Волов, создатель и руководитель проектов Hotel Business Forum. – Что же касается крайнего варианта – тотального снятия вывесок, отключения от систем бронирования и программ лояльности… Думаю, такого не случится».
Другие опрошенные корреспондентом TourDom.ru эксперты согласны с прогнозом Алексея Волова – международные гостиничные бренды постараются сохранить позиции на российском рынке. Показательна в этом плане установка группы Accor, которая в России представлена 55 отелями 13 брендов. Как заявил недавно гендиректор Accor Себастьян Базен, сеть остается в нашей стране вопреки убыткам, потому что должна заботиться о сотрудниках. При этом она испытывает давление со стороны западных партнеров, призывающих свернуть деятельность в России. Но с точки зрения руководства Accor ее уход никак не поможет прекращению спецоперации на Украине. «Никто не может сказать мне, что мы спонсируем боевые действия», – заявил Себастьян Базен.
В риторике французского коллеги экспертов цепляет фраза о финансовых потерях. «Мне сложно представить, как у международных отельных операторов могут возникнуть в России убытки, если они работают с местными партнерами в основном на условиях франчайзинга. То есть предоставляют бренд в обмен на 8–10% от оборота гостиницы, – говорит Вадим Прасов, вице-президент Федерации отельеров и рестораторов. – В отдельных случаях иностранные сети берут на себя управление российскими объектами. Но и этот формат не предполагает инвестиций или значительных операционных расходов. Думаю, смысл заявлений о потерях состоит в том, чтобы успокоить общественность на Западе».
«Действительно, финансовых рисков у зарубежных сетей в нашей стране быть не может. Их российские активы – это пара стульев, столов и компьютеров в офисе, не более того, – продолжает тему бизнес-консультант Яков Адамов. – Максимум, что грозит иностранным гостиничным операторам в сложившейся ситуации, – это недополученные роялти. Они могут пока не выводить их из нашей страны, аккумулировать здесь на счетах, тогда хэд-офисы не понесут репутационный ущерб, сохранив при этом присутствие на российском рынке».
Что же касается заморозки новых контрактов, тут в заложниках политического обострения оказались российские собственники строящихся объектов. Они уже сделали инвестиции, а теперь им отказывают в предоставлении брендов, в подключении к системам дистрибуции. Срываются поставки импортных материалов и оборудования, многие из которых были предоплачены, а теперь будут доставлены с большим опозданием или вообще никогда. Сложнее всего обстоит дело по части IT – кто не успел закупиться серверами, устройствами для Wi-Fi и т. д., тому в обозримом будущем взять это просто негде.
. . .
Итак, массовый исход международных гостиничных брендов из России маловероятен. За финансовое благополучие тех, кто остается на нашем рынке, можно особо не переживать. А вот российский бизнес несет потери.