5 октября стало известно, что два банка-кредитора «Трансаэро», «Сбербанк» и «Альфа-банк» в прошлую пятницу начали процедурную деятельность по банкротству авиакомпании – они уже подготовили соответствующие документы. Об аналогичных планах заявлял и руководитель ВТБ Андрей Костин, по словам которого юристы банка уже работают над иском.
Хотя по состоянию на сегодняшний день в картотеке Арбитража пока не зарегистрировано ни одного иска о банкротстве «Трансаэро», заявления банков усиливают напряженность. Они ставят под сомнение возможность реализации планов правительства, озвученных первым вице-премьером Шуваловым, о выполнении обязательств перед пассажирами авиакомпании. Вот как поясняет ситуацию юрист, член Правления РСТ Георгий Мохов: «Вполне вероятно, что банки-кредиторы еще до признания банкротства «Трансаэро» потребуют наложить обеспечение по их искам, например, в виде ареста имущества «Трансаэро», в том числе самолетов, или же они могут запретить совершение сделок. Таким образом, операционная деятельность компании может быть прекращена».
Но даже если кредиторы не станут требовать обеспечения по искам, или же суд откажет им в этом, у пассажиров «Трансаэро» все равно могут возникнуть сложности в связи с процедурой банкротства. «После принятия судом заявления о банкротстве, требования кредиторов, возникшие до этой даты, подлежат включению в реестр кредиторов. Выплаты будут выполняться пропорционально заявленным требованиям в порядке очереди, исходя из имеющихся активов и имущества должника. Туроператоры, оплатившие перевозку на более поздний период, и просто пассажиры, также окажутся в общей очереди кредиторов. Авиакомпания просто не сможет исполнить обязательства по их платежам, так как это нарушит очередность платежей», - прокомментировала для Tourdom.ru Мария Булатова, директор Консалтинговой группы «Ирма». Это может означать, что туристов, которые рассчитывают получить перевозку, могут отправить за компенсациями, причем через очень продолжительное время.
Между тем, рейтинговое агентство Moody\'s негативно оценивает последствия банкротства «Трансаэро» для самих банков – сегодня об этом сообщил Интерфакс. По мнению аналитиков, банкам было бы выгоднее, чтобы авиакомпания продолжала полеты или были бы найдены пути ее санации.