Сервис бронирования МТС Travel, туроператор RussiaDiscovery и Российский союз туриндустрии поделились результатами совместного исследования сферы приключенческого туризма России.
В пресс-релизе, поступившем в редакцию, авторы дают ей такое определение – «путешествия к природным и часто труднодоступным достопримечательностям». Самым популярным направлением признана Республика Алтай. В период с марта по июнь этого года ее выбрали 25% туристов-«приключенцев». Почти столько же (24%) побывали в Дагестане, а на третьем месте оказалась Северная Осетия с 10% приключенческого турпотока. В «пятерке» лидеров также Адыгея (9%) и Карелия (7%).
Наиболее привлекательными природными достопримечательностями стали Сулакский каньон и Чиркейское водохранилище в Дагестане. На третьем месте – село Чемал на Алтае, которое известно как место притяжения любителей сплавов по реке Катунь. Набирают популярность также село Териберка в Мурманской области – его посетило с марта по июнь в 1,5 раза больше туристов, чем за аналогичный период годом ранее. На треть увеличился интерес к поездкам к стойбищам оленеводов в Ямало-Ненецком округе, а также в «город мертвых» Даргавс в Северной Осетии.
Гендиректор МТС Travel Вадим Мельников отметил, что в регионах уже сложились свои бренды, привлекающие гостей. При этом заметна сезонность: в южные регионы чаще ездят весной, а к озеру Байкал поток становится максимальным летом. Это нужно учитывать при развитии инфраструктуры туризма, как и то, что приключенческие поездки обычно выбирают искушенные путешественники. Они платежеспособны, но взамен хотят получить размещение высокого уровня или необычный опыт проживания в глэмпингах.
MTC Travel приводит подробности о том, кто выбирает приключенческий туризм. Чаще всего им интересуются жители Московского региона – они совершили 20% поездок. На втором месте – гости из Новосибирска (10%) и Алтайского края (7%). Очевидно, сказалась близость к горному Алтаю, куда туристы могут добраться на машинах. При этом 31% туристов отличается сравнительно высоким доходом – авторы исследования считают им диапазон от 75 000 до 150 000 рублей. При этом ядро аудитории (27%) – мужчины и женщины в возрасте от 35 до 44 лет, то есть те, чья карьера находится на пике или успешно развивается.
«Долгое время аналитические компании при анализе турпотоков обходили стороной сегмент приключенческого туризма. Оно и понятно – непросто подсчитать туристов, которые избегают отелей и пляжей. Я рад, что вместе с коллегами из МТС удалось выработать корректный подход к такой аналитике. Безусловно, в дальнейшем будем расширять, усложнять и совершенствовать метрику – увеличивать список объектов, уточнять новые параметры выборки. Но уже сейчас данное исследование позволяет нам наглядно увидеть изменение туристического трафика по ключевым объектам интереса, а значит, принимать решения о новых перспективных направлениях для путешествий», – подчеркивает Вадим Мамонтов, генеральный директор RussiaDiscovery, руководитель комитета РСТ по приключенческому туризму.
Основой для аналитики послужила Big Data МТС. Как указано в релизе, авторы проанализировали турпоток по почти 60 популярным достопримечательностям в 20 регионах России, которые выделили в РСТ и RussiaDiscovery. Учитывались туристы, побывавшие в поездках в период с 1 марта по 31 июня в 2022 и 2023 годах.