В среду 1 июля Ростуризм и компания «Астерос» объявили о подписании контракта на выполнение первой очереди работ по созданию информационной системы «Электронная путевка». Ввод системы в эксплуатацию намечен на конец 2017 года, однако уже к концу текущего года разработчик обещает представить ее опытный образец.
Проект ИС «Электронная путевка» предполагается реализовать в три этапа. Первый включает внесение дополнений в концепцию, разработку рабочей документации, в том числе на программно-аппаратную платформу, а также технологии сервисной поддержки и прочее. «Главная задача этого этапа — создать опытный образец системы, способный работать с обезличенными данными туристов, обрабатывать простейшие запросы и формировать отчетность по проведенным мероприятиям», — пояснил TourDom.ru директор проекта группы «Астероc» Алексей Денисов.
Г-н Денисов также рассказал, что в рамках второго этапа предполагается расширение функционала системы и организация ее взаимодействия с системами смежных министерств и ведомств, а также запуск «Электронной путевки» в опытную эксплуатацию. Заключительные работы по проекту будут связаны с «коррекцией легитимного поля для обеспечения нормативно-правовой базы для запуска системы» и с подключением к ней пользователей.
Основными целями внедрения «Электронной путевки» декларируются обеспечение прозрачности и контроля деятельности туроператоров и турагентов, минимизация нарушений прав туристов и обеспечение их безопасности. Система позволит отслеживать финансовые потоки между агентами, туроператорами, авиакомпаниями и отелями — правда, только в рамках российской юрисдикции. То есть выяснить, оплатила ли размещение туристов и прочие услуги заграничная DMC,с которой сотрудничает туроператор, не удастся.
Безусловный плюс от внедрения «Электронной путевки» заключается в том, что в одном месте будет собрана информация о том, сколько туристов и в какой стране находятся у того или иного туроператора. Вот только, как сообщили в Ростуризме, пока неизвестно, кто именно будет иметь доступ к этим сведениям — сам Ростуризм, Минкульт или какой-то иной орган. Скорее всего, этот вопрос будет решаться уже после того, как саму концепцию электронной путевки утвердят в отраслевом законодательстве.
Самих участников рынка больше беспокоит то, во сколько им обойдется интеграция с информационной системой. В «Астеросе» отметили, что для этого потребуется только доработка систем туроператоров и, возможно, крупных агентских сетей. По оценкам экспертов, единовременные затраты на подключение составят порядка 200 тысяч рублей, причем лягут они полностью на туроператоров.
Напомним, что всего на создание информационной системы «Электронная путевка» предполагается выделить около 606 млн рублей из бюджета. Стоимость контракта на первый этап, согласно сайту госзакупок, составила около 153 млн рублей. Любопытно, что основной соперник «Астероса», группа компаний «Корус Консалтинг», предлагал выполнить все работы на 50 млн дешевле. Впрочем, как пояснил корреспонденту TourDom.ru эксперт по госзакупкам, по условиям конкурса стоимость работ не была определяющим критерием при выборе исполнителя. «На критерий «стоимость услуг» приходилось только 30% от итоговой оценки, тогда как 65% было отдано под критерий «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки», и оставшиеся 5% — на квалификацию исполнителя», — сообщил специалист.
Кстати, осенью прошлого года также проводился конкурс на разработку концепции и технического задания системы «Электронная путевка», который выиграла другая компания — «Стинс Коман», получившая за работу 5,8 млн рублей. Однако в конкурсе на реализацию первого этапа она участие не принимала.