Командир воздушного судна (КВС) Airbus A320 Андрей Литвинов поделился своим профессиональным разбором расшифровки переговоров с наземными службами пилотов разбившегося 25 декабря в аэропорту Актау самолета Embraer E-190 авиакомпании AZAL, который следовал из Баку в Грозный.
По мнению специалиста, расшифровка записи переговоров экипажа, появившаяся накануне в интернете, не является фейком: «Дилетантам, не знающим специфики летной работы и профессионального сленга, подделать ее не под силу. Спалятся уже на второй-третьей фразе».
В ходе детального, поминутного анализа записи Андрей Литвинов приходит к выводу: причиной повреждения самолета стало внешнее воздействие. По его словам, это четко следует из фрагмента расшифровки, отмеченного временем 08:14:19, когда экипаж сообщает: «Набираем эшелон 150, в нас попала птица. Ускоряем набор высоты». Спустя 2 минуты, в 08:16, пилоты подтвердили диспетчеру аэропорта Грозный, в районе которого случилось авиапроисшествие: «Удар птицы. В кабине (имеется в виду пассажирский салон. – Ред.) два кресла взорвались». Андрей Литвинов отмечает, что версию о птицах следует трактовать лишь как предположение пилотов, они не могли знать, что именно ударило в борт, достоверный вывод может сделать только последующая тщательная экспертиза: «Будь я на месте экипажа, первое, что пришло бы в голову, – именно мысль о птицах». Позднее, в ходе полета, пилоты также сообщили о взрыве кислородного баллона в пассажирском салоне. «Эту информацию, вероятно, передали бортпроводники», – комментирует специалист.
После удара, судя по расшифровке переговоров, произошла разгерметизация салона. Кроме того, в самолете отказала гидравлика – рули перестали работать. Управлять воздушным судном приходилось при помощи РУД (ручек управления двигателями), что сводит маневренность к минимуму.
Андрей Литвинов отвергает появившиеся в соцсетях домыслы о «непрофессиональных» действиях пилотов, которые якобы хаотично меняли маршрут, запрашивая для аварийной посадки то аэропорт Махачкалы, то Баку и лишь затем решив следовать в Актау (Казахстан). «Командир воздушного судна принимал абсолютно грамотные решения, исходя из текущей обстановки на борту, а также информации о погодных условиях в возможных пунктах прибытия – они были крайне неблагоприятные. Он не совершил ни одной ошибки. В итоге был совершенно оправданно выбран Актау – аэропорт в степи, на равнинной местности. Пытаться посадить практически потерявший управление самолет именно там было наименее рискованным вариантом», – считает специалист. «Восторгаюсь героизмом и профессионализмом экипажа. Управление при помощи РУД – это высшее мастерство. Командир погиб, как и часть пассажиров, но все же спас жизни 30 людей. Им стоило бы ставить свечки этому человеку за “второе рождение”», – не скрывает эмоций эксперт.
Кроме того, специалист решительно отвергает предположения о том, что диспетчеры аэропортов Грозного, а затем Ростова-на-Дону, с которыми вел переговоры экипаж, якобы стремились «выдворить» самолет за пределы РФ. «Из расшифровки однозначно следует, что наземные службы оказывали пилотам максимально возможное содействие, помогали информацией, давали все необходимые рекомендации, регулярно уточняли обстановку на борту. Что же касается выбора пункта для аварийной посадки, то предлагались и Грозный, и Махачкала – аэропорты были готовы принять самолет, но окончательное решение всегда за КВС».
Приведенный разбор лишь частное мнение специалиста, профессионального пилота. Окончательные выводы о причинах катастрофы могут быть сделаны только по результатам официального расследования.
Ранее, 14 января, глава МИД РФ Сергей Лавров заявил, что расшифровка черных ящиков потерпевшего крушение самолета AZAL не подтверждает некоторых появившихся в СМИ предварительных выводов. «Содержимое черных ящиков уже дало немало интересной информации, которая лишний раз убеждает, что необходимо дождаться полноценного расследования. Сейчас не нужно нагнетать в медийном пространстве атмосферу, используя сведения, которые по большому счету не подтверждаются полученными данными», – отметил он.