Вечером 4 июля на сайте «Натали Турс» был опубликован регламент возмещения средств по турам, которые не состоятся. Вариантов по сути два. После предоставления подтверждающих документов компания предлагает заявителю принять гарантийное обязательство по туристическим услугам ООО «Панорама Тур», которое может быть использовано в период с 1 апреля 2019 года по 1 апреля 2020 года. А если турист отказывается от этого варианта, то его заявление ставится в общую очередь в реестре. При этом представители розницы обращают внимание на то, что сроки возврата денег не указаны.
По мнению турагентов, если ООО «Панорама Тур» через какое-то время все же примет решение об остановке деятельности, то по гарантийному обязательству не будут действовать инструменты защиты – вывоз туристов, финансовые гарантии, фонд персональной ответственности.
«Кроме того, исполнение гарантийного обязательства ничем не подкреплено: отсутствуют залог, банковская гарантия, поручительство иных независимых туроператоров. Таким образом, не предоставлены подтверждения о безусловном его исполнении», – отмечают в УК Объединенной сети ТБГ и «Горячие туры».
Вопросы представителей розницы вызвал и пункт, согласно которому турист может воспользоваться авиабилетом и визой (по заездам до 30 сентября), если тур был сформирован на базе регулярной перевозки. В этом случае турагент должен уведомить «Натали Турс» о желании клиента до 10 июля. Иначе билеты будут аннулированы, даже если они уже на руках. По мнению дистрибьюторов, такие действия туроператора неправомерны.
Это подтверждают и юристы. По словам учредителя юридического агентства «Персона Грата» Георгия Мохова, поставщик не имеет права аннулировать оплаченные и выписанные авиабилеты, так как это «не его билеты» – договор перевозки заключается между пассажиром и авиакомпанией.
Как отмечают наблюдатели, есть вероятность того, что часть билетов на регулярные рейсы все же не была оплачена – поэтому туроператор и заявляет столь жесткие условия, пытаясь таким образом минимизировать убытки.