В четверг, 16 декабря, турецкая национальная валюта обвалилась до исторического минимума на биржевых торгах. Курс опустился до 15,21 лир за доллар США, это вдвое ниже, чем в январе этого года.
В российских деньгах лира сейчас стоит 4,7 руб. «Наши путешественники, даже те, у кого не самый высокий достаток, теперь могут почувствовать себя настоящими богачами на курортах Турции», – говорит проживающая в Анталье турагент Мария Шекер. Она приводит примеры цен: полноценный обед на четверых в городском ресторане обойдется примерно в 500 лир – 2350 руб., или около 600 руб. с человека. Перекус в кафе – в 2–2,5 раза дешевле. По сходной цене можно прикупить футболки – от 60 лир (менее 300 руб.), джинсы – от 200 лир (950 руб.) и другую одежду. «Цены в лирах на всё поднимаются буквально каждый день, но их рост всё равно существенно отстает от динамики валютных курсов», – говорит эксперт.
Туристы сейчас могут заметно сэкономить на покупках и питании вне отеля, а вот стоимость туров, по мнению специалистов, вряд ли снизится. Дело в том, что контрактные цены на гостиницы привязаны к евро. Отельеры не исключают и повышения тарифов на номера – незначительного, в пределах 3%. «Наши расходы на электроэнергию, закупку продуктов – растут. С января, в условиях высокой инфляции, придется увеличивать и зарплату персоналу. 60% затрат – в турецких лирах, но остальные 40% – в иностранной валюте, что также скажется на рентабельности бизнеса», – рассказал порталу TourDom.ru владелец одного из отелей в Анталье.
Представители турбизнеса Турции ожидают снижения спроса на внутренний туризм из-за стремительного падения уровня доходов большинства турецких граждан. Недостающую загрузку гостиницы постараются компенсировать турпотоками с иностранных рынков. Из этого напрашивается предположение, что к следующему летнему сезону, если ситуация с курсом нацвалюты в Турции не стабилизируется, отельерам всё же придется стимулировать спрос спецпредложениями. Впрочем, турецкие эксперты такой сценарий пока не рассматривают: по их данным, результаты контрактинга на лето-2022 на европейских рынках – Великобритании, Германии и других стран дают основание рассчитывать на высокую заполняемость гостиниц.