Внимание наблюдателей привлекло объявление на площадке Avito о продаже туроператора. Владельцы нескромно именуют свой бизнес-актив «брендом № 1 России по спортивному туризму» и намерены выручить за него 8 млн 700 тыс. руб. Никаких подробностей о компании не сообщается.
У специалистов туррынка заявка вызвала иронию: «Нет, ну № 1 – надо брать», «Вероятно, покупатели найдутся в Кащенко, можно даже аукцион провести», – пишут в комментариях в профессиональном сообществе Фейсбука «Трэвел Президиум». Скепсис экспертов объясним – ведь в условиях длящихся уже почти 2 года пандемийных ограничений, закрытия границ многих стран туристическую компанию вряд ли можно назвать активом, сулящим большой доход. Во всяком случае, в ближайшей перспективе. А уж если речь идет об узкопрофильной, нишевой компании, перспективы сделки еще более сомнительны, убеждены многие наблюдатели.
Руководитель UTS Group Алексей Крылов, имевший в свое время опыт продажи туристических активов, считает, что для объективной оценки предложения явно недостаточно информации. Например, неясно, какой «спортивный туризм» имеется в виду. Если речь идет об отправке групп болельщиков, это вряд ли сейчас перспективно в силу известных ограничений на поездки. Однако есть и компании, эксклюзивно сотрудничающие с каким-либо спортивным клубом, организующие для него выезды на соревнования и сборы. При определенных обстоятельствах, в частности наличии у команды спонсорской поддержки, такой бизнес может быть прибыльным и в пандемию.
Что касается запрашиваемых миллионных сумм, то, возможно, продавец надеется их выручить за оформленное членство в Едином федеральном реестре туроператоров. Дело в том, что даже долгие годы работающим на туррынке поставщикам туруслуг сейчас крайне сложно продлить действующие или оформить новые фингарантии – страховщики не горят желанием сотрудничать с турбизнесом ввиду высокой рискованности такой деятельности. А уж для новичков получение страховки – практически нереальная задача. Воспользоваться гарантией в виде фонда персональной ответственности (ФПО) они тоже не могут, для этого надо показать обороты за предыдущий год, которых, естественно, еще нет. «Не исключено, что за членство в реестре и просят большую часть объявленной суммы. Другой вопрос – найдется ли желающий заплатить», – говорят эксперты.