Федеральное агентство по туризму наконец-то опубликовало официальные разъяснения по поводу порядка возврата средств за туры в Тунис.
Как и следовало ожидать, в отсутствие заявления МИДа, предостерегающего от поездок в эту страну, статья 14 ФЗ «Закона об основах турдеятельности», предусматривающая возможность полного возврата средств при отказе от тура, не работает. Туристы могут получить свои деньги только на общих основаниях — согласно пункту 3 статьи 781 ГК РФ туроператоры вправе удерживать свои фактически понесенные затраты. Ростуризм обращает внимание на то, что эти расходы должны быть подтверждены документально, а в случае, если турист не согласен, он может оспорить вычет в судебном порядке.
Возникает вопрос: какие документы примет суд в качестве обоснования фактически понесенных расходов? Директор по организации юридического обслуживания в сфере туризма BLS Custos Group Полина Барабанова говорит, что это зависит от целого ряда факторов, включая внутренние убеждения судей. Например, в регионах, где судьи чаще склонны вставать на сторону потребителей, судья может потребовать с туроператора детализацию расходов по конкретному туристу, невзирая на то, что вычленить один тур из всей массы платежей контрагентам просто невозможно. На исход спора тут во многом влияет умение юриста в доступной форме объяснить это судье, ссылаясь на имеющиеся документы. Для судей психологически большое значение имеет также срок, за который клиент отказался от тура: за день-два или за месяц. В последнем случае туроператору будет гораздо сложнее убедить суд, что он действительно понес большие затраты и не может вернуть туристу всю сумму. Например, может возникнуть необходимость предоставить подтверждение от отелей и прочих исполнителей услуг, что оплата получена и не была возвращена.
Впрочем, исходя из опыта разруливания аналогичных конфликтов после революции в Египте, можно предположить, что судебных споров на эту тему будет немного. Как правило, при наличии возможности туроператоры предлагают туристам перебронировать туры на другие направления.
На этот вариант решения проблемы указывает и Ростуризм. «Информируем также о том, что Ростуризм через отраслевые общественные объединения обратился к туроператорам с просьбой проявить социальную ответственность и до стабилизации ситуации в Тунисе пойти навстречу туристам, в том числе, с их согласия заменить уже оплаченные туры на альтернативные направления (при возможности)», — сообщается в памятке.