Страны Евросоюза согласовали пакет максимально жестких санкций против российской авиации. Согласно принятым решениям, отечественные авиакомпании фактически лишатся возможности эксплуатировать европейские самолеты, сообщает РБК. ЕС запретил не только поставку новой авиатехники и запчастей к ней в Россию, но и техническое обслуживание уже имеющейся, а также страхование бортов. Кроме того, в течение месяца авиакомпании должны будут вернуть самолеты, полученные уже по действующим лизинговым договорам.
В настоящее время российские перевозчики имеют в своем парке 322 самолета Airbus. Больше всего таких самолетов у «Аэрофлота» – 117. S7 Airlines владеет 66 самолетами европейского концерна, а «Уральские авиалинии» летают только на них, насчитывая 54 борта. В целом из 20 ведущих авиаперевозчиков страны 10 используют самолеты Airbus.
Современные европейские самолеты поколения A320neo оказались предпочтительнее для российских авиакомпаний из-за большей эффективности в эксплуатации по сравнению с предыдущими машинами – расход топлива у них ниже, а дальность полета выше. Среднемагистральный Airbus A320neo пользовался большим спросом у крупнейших отечественных перевозчиков, в том числе из-за проблем с ресертификацией прямого конкурента – Boeing 737MAX. На европейские самолеты делались ставки при развитии полетной программы, их намеревалась использовать S7 Group в своем лоукостере Citrus, начало полетов которого запланировано на лето 2022 года. К концу 2024 года у этой авиакомпании должно было быть уже 24 самолета Airbus A320neo.
Введенные санкции наносят очень сильный удар по российской гражданской авиации. Под угрозу ставится не только отдельная отрасль экономики, но и сами перевозки по стране, не говоря уже о зарубежных полетах. Некоторые сравнивают ситуацию с той, в которой оказалась «Белавиа», потеряв возможность технического обслуживания самолетов.
Перед экспертами в авиаотрасли встанет вопрос, можно ли обойти данные санкции. Наиболее «горячие головы» говорят о национализации самолетов, признавая, что это крайняя мера, характерная для военного времени. Еще один вариант, о котором «ТурДом» уже писал накануне, – это поставки техники через третьи страны, чем уже много лет пользуется, например, Иран. Ведь мгновенно наладить производство отечественных самолетов такого класса невозможно – на это потребуются годы. Кроме того, на отечественных заводах используются зарубежные комплектующие, с поставками которых теперь, скорее всего, возникнут проблемы.