Оператор российской системы взаиморасчетов на воздушном транспорте (СВВТ), АО «ТКП», предложила партнерам с 1 ноября изменить схему расчетов за оформление авиабилетов, которые выписываются через СВВТ. Сейчас услуги ТКП оплачивает пассажир через таксу ZZ (последние несколько лет ее размер составляет 185 руб. за один сегмент. – Ред.), она по умолчанию добавляется к стоимости авиабилета. Вместо таксы билетным агентствам предлагается платить сбор за услугу информационно-технологического обеспечения (ИТО). Как пишет РБК, сбор подпадает под уплату НДС. Таким образом, стоимость каждого полетного сегмента, проданного через ТКП, вырастет со 185 до 222 руб.
По оценке президента Ассоциации агентств воздушного транспорта (ААВТ) Сергея Демиденко, эта рокировка приведет к значительному росту издержек партнеров ТКП, так как сейчас они платят за ИТО фиксированную сумму – всего 1800 руб. в месяц. Он прогнозирует, что билетные компании станут менее конкурентоспособными, так как их клиентам, особенно корпоративным, станет выгоднее покупать авиабилеты не в билетных агентствах, а напрямую у авиакомпаний.
Эксперты, опрошенные «ТурДомом», согласны с этой точкой зрения отчасти. Во-первых, предлагаемая схема расчетов затронет только билеты отечественных авиакомпаний, которые пользуются ТКП, так как с зарубежными расчеты идут через иностранную систему BSP. Поэтому доля ТКП в общем объеме у некоторых крупных компаний минимальна. Во-вторых, обычный потребитель вряд ли заметит разницу между 185 и 222 руб. – эта сумма просто растворится в общей цене авиабилета.
Эта дельта действительно критична только для корпоративных клиентов – предприятий и компаний, которые пользуются услугами агентств, чтобы отправлять сотрудников в командировки. «Контракты с ними заключаются заблаговременно и на долгий срок. Билетным агентствам придется перезаключать их и объяснять, почему с 1 ноября к цене билета плюсуется новый сбор, который проходит по другой статье расходов», – рассказал «ТурДому» представитель одной из компаний.
Участники билетного рынка, имеющие большие объемы в сегменте бизнес-тревел, видят в этом серьезную проблему. По нашей информации, они не теряют надежды договориться с ТКП и запланировали встречу с руководством компании, а если не поможет, – готовы обращаться в ФАС.
Такса ZZ применяется более 20 лет, однако все это время не утихали споры по поводу ее законности. В 2019 году ТКП пыталась пролоббировать изменения в Федеральные авиационные правила, однако попытка провалилась. Летом этого года Железнодорожный суд в Новосибирске по иску новосибирского транспортного прокурора обязал авиакомпанию «Победа» вернуть пассажиру эти 185 руб. и компенсировать моральный вред, так как обосновать законность включения таксы в стоимость билетов, ссылаясь только лишь на условия ТКП, перевозчик не смог. Как предполагают наблюдатели, именно с этим связано желание заменить таксу сбором и тем самым убрать все негативные моменты, точнее – переложив их на партнеров.