Минкультуры опубликовало приказ об утверждении формы электронной путевки, сообщает портал garant.ru 1 июня. Документ устанавливает перечень сведений, которые должны отображаться в системе.
Наибольшую озабоченность профессионального сообщества вызывал вопрос, увидит ли турист комиссию турагентства? По сути, от этого во многом зависело будущее туристического рынка. Согласно документу в электронной путевке должна содержаться информация об общей цене туристского продукта по договору (п. 2). По словам юристов, это означает, что туристическая розница может праздновать победу: комиссия в системе отображаться не будет.
Однако остается много других проблем. Так, у туристов все равно могут возникнуть вопросы, почему цена турпродукта, указанная в системе, не соответствует той сумме, которую он отдал турфирме? А так вполне может быть в том случае, если дополнительно приобретались авиабилеты, чтобы добраться до города вылета, оплачивалась страховка и т. д. Как рассказали в IT-комитете при «Турпомощи», на третьем этапе работ по созданию системы в нее добавили возможность оформления файла турагентствами. Ведь именно они знают полную стоимость услуг, которую оплатил клиент. Но из приказа неясно, реализована ли эта опция. Вообще в самой электронной путевке до сих пор отсутствует карта процессов, нет всех необходимых регламентов, а стало быть – и ясности, как она должна работать и каким должен быть результат на выходе.
Помимо этого, увидев, сколько данных необходимо вносить в систему, туррынок схватился за голову. Коннекция между информационными системами участников отрасли и электронной путевкой действительно потребует не только времени и усилий, но и значительных затрат. По оценкам специалистов, порядка 450–500 тыс. рублей. Тем, кто не может позволить себе таких расходов, придется вносить данные по каждому проданному туру вручную. На декабрьском семинаре в Ростуризме, когда туроператорам презентовали проект, была показательная попытка это сделать, и она заняла около 20 минут. Причем за компьютером сидел человек, знакомый с программой, и условный тур был самым простым: перелет, отель, страховка – на одного туриста. «Это возвращение на 25 лет назад. Как можно заполнить в день 100 таких табличек без автоматизации переноса данных, да еще с иностранными названиями?» – комментирует учредитель юридического агентства «Персона Грата» Георгий Мохов.