В редакцию TourDom.ru обратилась турагент Анна Цицулина («Туристическая компания "ТриАтур"»). В октябре прошлого года ее туристы благополучно отдохнули в Калининградской области и получили от государства на карту «Мир» кешбэк в размере 15 тыс. руб.
Спустя почти год, в сентябре 2021-го, туристке, назовем ее Алёна, позвонил сотрудник службы поддержки платежной системы «Мир». Вот фрагмент телефонной беседы со специалистом (запись разговора есть в редакции): «После проверки информации совместно с коллегами из Ростуризма были выявлены случаи неправомерного начисления кешбэка, в том числе вам. Звоню предупредить, что будет произведена операция списания с вашего счета».
Турист объяснила звонившему, что покупала тур у туроператора – участника программы кешбэка, его название указано на сайте платежной системы «Мир» в числе партнеров акции. Она попросила официальный ответ и документ, на основании которого у нее собираются отозвать выплаченную сумму. Ответ обескуражил: «Организация, в которой вы приобрели путевку, в отчете предоставила сведения о том, что данный турпродукт не соответствует параметрам акции. То есть оплата прошла по тому терминалу, который они не заявляли в акции. А начислился кешбэк автоматически именно из-за сбоя на стороне банка-эквайера». За официальным ответом Алёне посоветовали обращаться в компанию, где она оплачивала тур, а также предложили написать на почту системы «Мир».
Чтобы убедиться, что звонок поступил не от мошенников, турист обратилась в Сбербанк на номер 900. По телефону подтвердили информацию о сбое в программе по кешбэку. «Мы списываем начисленный вам неправомерно кешбэк, а претензии необходимо направлять именно к организации, которая приняла оплату. Потому что произошел, грубо говоря, обман», – заявила сотрудник банка. Она объяснила, что как только на пустую в данный момент карту Алёны поступят деньги, они будут уходить в счет списания суммы кешбэка. (Запись разговора со специалистом также имеется в распоряжении редакции.)
«Привлекли туристов на российские курорты с помощью кешбэка, а теперь хотят его отнять», – возмущается Алёна. «Даже если туроператор ошибся в оформлении каких-то документов, то при чем здесь клиент? – говорит турагент. – Кешбэк был одобрен платежной системой, так что это ошибка и организатора тоже. Как можно спустя год после поездки списывать деньги?»
Представитель туроператора, продавшего тур, к которому редакция TourDom.ru обратилась за разъяснениями, выразил удивление и предположил, что звонили мошенники. «Списание кешбэка с клиента может произойти, согласно условиям акции, только в случае возврата суммы, оплаченной за путевку клиентом, – отметили в туроператоре. – Туристы воспользовались отдыхом, возврата не было, так что кешбэк не может быть списан». По его словам, других подобных обращений от клиентов к ним не поступало.
Тем не менее в туроператоре пообещали обратиться к организаторам программы кешбэка и разобраться, кто и почему звонил туристке. Редакция со своей стороны направила запросы в Ростуризм, платежную систему «Мир» и Сбербанк. Мы будем следить за развитием событий.
Напомним, по данным Ростуризма, в этом году программой туристического кешбэка воспользовались 1,6 млн человек, они потратили на туры и размещение в отелях 34 млрд руб., в рамках акции государством выплачено 6,7 млрд руб.