Неопределенность, сохраняющаяся вокруг авиакомпании «Трансаэро», пока не привела к изменению в ассортименте турагентств. Руководители известных агентских сетей, центров бронирования, крупных розничных компаний сообщают TourDom.ru, что по-прежнему ведут продажи туров с перевозкой «Трансаэро». Туристам разъясняют ситуацию, оставляя право выбора за ними. Приводим цитаты нескольких опрошенных нами экспертов.
Сергей Агафонов, руководитель агентской сети МГП:
«В связи со вчерашним заявлением Минтранса о любом возможном развитии событий с авиакомпанией «Трансаэро», включая банкротство, мы честно разъясняем ситуацию клиентам: сообщаем им о том, что пока до конца неизвестно, что будет с рейсами перевозчика. Мы надеемся, что данный вопрос прояснится в ближайшие дни – тогда можно будет давать уже четкие рекомендации туристам. Пока же работа с клиентами ведется исключительно на уровне информирования, в результате которого они вольны принимать собственное решение, выбирать им тур с перелетом от данной авиакомпании или нет. Времени с момента появления информации о сложном положении перевозчика пока прошло совсем немного, поэтому пока нет речи о каком-то серьезном проценте падения продаж у тех туроператоров, у которых подписаны контракты с «Трансаэро». Однако могу отметить тенденцию к перестраховыванию – туристы или выбирают другие авиакомпании для перелета, или принимают решение подождать до окончательного прояснения ситуации».
Андрей Воронин, директор Центра бронирования «Клео Тур»:
«Мы пока заняли выжидательную позицию, ассортимент свой не меняем, рекомендаций не продавать какие-либо туры – не вводим. Ведь сейчас самолеты «Трансаэро» летают, накладок не возникает. Отмечу, что на любые изменения мы готовы отреагировать оперативно. Но особого оптимизма у нас нет. Предвидим, что по регионам в перспективе может значительно сократиться авиаперевозка, и для нашей компании это очень неприятное изменение, мы будем вынуждены отправлять туристов через Москву. Но все же мы надеемся, что ситуацию удастся решить цивилизованным путем, все же «Аэрофлот» – государственная компания. Не должно быть так, что пассажиры и в том числе клиенты туроператоров будут оставлены на произвол судьбы».
Рашад Мамедов, сеть TBS:
«То, что сейчас происходит с «Трансаэро» – это глобальная проблема, которую должно решать государство, а не туроператоры и не «Библио Глобус», который, кстати, сам помогает государству и развивает внутренний туризм. Поэтому никаких ограничений по продажам для наших агентств мы не делаем. В прошлом году – да, определенные рекомендации с нашей стороны были. А сейчас этого делать нельзя. Наоборот, я считаю, что всем надо проявить лояльность, поддержать туроператоров. В стране сейчас кризис. У всех есть какие-то сложности».
Стелла Шиукаева, президент компании «Квадра»:
«У меня опасений нет абсолютно никаких. Поэтому мы никаких действий на данный момент не предпринимаем. Я рассуждаю так: проблемы нужно решать по мере поступления. На данный момент авиакомпания летает. Кстати, у меня самой есть билеты на новогодний рейс на борту «Трансаэро». Рассчитываю, что сложности будут решены, и туристы никак не пострадают. Мы берем у операторов, как правило, пакет. Пересаживать туристов на другие рейсы, если возникнет необходимость, это задача туроператора. У «Аэрофлот» отсутствует чартерная программа, получается, что в полной мере альтернативы «Трансаэро» в России нет».
Нелли Шатова, исполнительный директор Управляющей компании ТБГ:
«В нашем профессиональном сообществе в последние дни прямо в онлайне идет постоянное обсуждение текущей ситуации, которая сложилась вокруг «Трансаэро». Мы обмениваемся с агентствами мнениями, информацией. В нашей сети более половины объемов продаж приходится на туроператоров заказчиков рейсов «Трансаэро», поэтому неопределенность с тем, как будет проходить реформа авиакомпании, создает понятное напряжение. Каждый руководитель агентства сам решает, как ему планировать свой ассортимент, учитывая те или иные риски. Но в данном случае, участники ТБГ в большинстве своем продолжают плановую работу, свято веря, что если ситуация находится под контролем правительства, то проблемы должны быть урегулированы без каких-либо коллапсов и ущерба для клиентов, в том числе тех, которые приобретают услуги через туроператоров».