Тема легальности работы турагента, находящегося на удаленке, стала одной из самых обсуждаемых в ходе конференции «Законодательная база и тенденции туризма 2023», организованной туроператором ANEX Tour. «Насколько законна деятельность представителей розницы без помещения? – задала вопрос Юлия Колесникова, директор турагентства “Касабланка”. – Ведь руководители, которые держат офисы, вкладывают деньги в обучение сотрудников, поддерживают имидж туроператора, если действуют как франчайзи».
В ходе дискуссии представители турагентств привели свои аргументы, но в итоге пришли к выводу, что наличие помещения не является обязательным условием работы и тем более гарантом надежности. В Законе «Об основах туристской деятельности в РФ» нет условий по наличию офисов. При этом удаленная работа в последнее время становится все более популярной. Особенно заметной тенденция стала в период пандемии, когда предприниматели старались по возможности минимизировать свои издержки, поэтому сокращали персонал, отказывались от аренды.
Проблема не в наличии или отсутствии офиса, а в нелегальном статусе некоторых турагентов на удаленке. Они продают туры в статусе самозанятых или без какого-либо оформления своей деятельности, принимая деньги от туристов на личные карты.
«В случае оформления самозанятости можно оказывать только собственные услуги, а не посреднические, – пояснила юрист Альянса турагентств (АТА) Мария Чапиковская, к которой редакция TourDom.ru обратилась за комментарием. – В отношения по реализации турпродукта такой человек вступать не может». Например, самозанятый может привлекать клиентов, консультировать их, а для заключения договора направлять их к турагенту, имеющему статус ИП или юрлицо. От него удаленщик получит свою комиссию.
Некоторые турагенты-фрилансеры рекламируют авторские туры собственной разработки, но это нарушение. Дело в том, что продавать туры по закону могут только юрлица, состоящие в федеральном реестре и имеющие фингарантии.
При этом если речь идет о выездном туризме, то такие компании должны состоять еще и в ассоциации «Турпомощь», платить взносы в два фонда – резервный и персональной ответственности.
Для успешного контроля за деятельностью туркомпаний со стороны государства, по мнению директора «Турпомощи» Александра Осауленко, нужны деньги и штат: «Таких ресурсов ни у одного органа управления не было, и сомневаюсь, что в ближайшей перспективе будет». Он напомнил, что в Минкульте был надзорный департамент, где вопросы туризма курировал всего один человек. «Поэтому первичным звеном контрольно-надзорной системы должен быть законопослушный бизнес, его общественные организации, которые должны мониторить рынок и делать зачистку своих рядов», – считает руководитель «Турпомощи».