Госдума приняла в третьем чтении поправки в федеральные законы «О противодействии экстремистской деятельности» и «О рекламе». Новые нормы запрещают распространение рекламной информации на ресурсах иностранных или международных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории России. В перечень таких организаций входит корпорация Meta*, которой принадлежат запрещенные в России Facebook и очень популярный среди турагентов Instagram. За нарушения закона будет нести ответственность как заказчик рекламы, так и ее распространитель. Новые нормы вступят в силу с 1 сентября.
Означают ли изменения в законодательстве, что посты турагентов с предложениями, например, горящих туров, размещенные в запрещенных соцсетях, являются нарушением? По словам основателя юридического агентства «Персона Грата» и вице-президента РСТ Георгия Мохова, пока трудно сказать, как будет строиться административная практика, как будут выявлять рекламу и кого будут привлекать к ответственности: «Формально запрет распространяется на рекламодателей и рекламораспространителей, то есть должны быть признаки рекламы. При этом информация о собственных услугах на своих страницах к рекламе не относится – на это неоднократно указывала ФАС в разъяснениях о маркировке рекламы в интернете».
Другая ситуация возникает, когда в соцсетях размещается информация о других организациях, предоставляющих услуги. Например, важный вопрос –можно ли считать рекламой туроператора информацию, размещенную на сайте или на страницах турагента? «Если эта информация с выделением определенных параметров для привлечения внимания, например спецпредложение в виде баннера, то это реклама», – сказал юрист.
При этом ранее ФАС разъясняла, что информация о реализуемых товарах разных производителей, размещенная на официальном сайте продавца, в его соцсетях или мобильном приложении, не считается рекламой – при условии, что она предназначена для информирования посетителей об ассортименте, условиях покупки, ценах, скидках и правилах пользования. «Вместе с тем в ФАС отметили, что отнесение информации к рекламе или иной категории осуществляется в каждом конкретном случае, исходя из ее содержания и обстоятельств размещения», – добавил Георгий Мохов.
Грань между информацией и рекламой довольно тонкая, считает юрист Альянса туристических агентств Мария Чапиковская: «Турагент продает не свои услуги, как и любой другой продавец, и размещает информацию о них на своем сайте или в соцсетях. То есть это ассортимент. Если он рассказывает о нем в информационном ключе – это просто информация. Но если делает акцент на определенных услугах, выделяет их и призывает к покупке, появляются признаки рекламы, и это могут расценить как саморекламу».
Правда, меру ответственности за это определить сложно – практики по саморекламе пока нет. «Что касается запрета рекламы в Instagram, здесь тоже будем следить за практикой», – добавила Мария Чапиковская.
Нарушение законодательства о рекламе влечет административную ответственность по ст. 14.3 КоАП РФ. Граждан могут оштрафовать на сумму до 2,5 тыс. руб., должностных лиц – до 25 тыс. руб., а юридических лиц – от 100 до 500 тыс. руб.
* Meta и соцсети компании Facebook и Instagram признаны экстремистскими и запрещены в РФ.