По информации представителей турагентств, в связи с авиакатастрофой самолета «Когалымавиа» в Египте некоторые туристы, уже оплатившие туры, хотят отказаться от поездок и вернуть деньги.
Ожидалось, что в течение дня туроператор «Бриско» (Brisco) выпустит пресс-релиз с комментарием ситуации и даст разъяснения. Однако по состоянию на 19:00 он так и не был получен.
По предварительной информации, возвраты будут осуществляться по договору. В соответствии с ним туроператор оставляет за собой право: удержать до 100 % стоимости тура, если договор расторгается менее чем за три дня до начала поездки, до 75 % (от 3 до 7 дней), до 50 % (от 8 до 14 дней) и 25 % (от 15 до 30 дней).
Комментируя ситуацию, юристы отмечают, что конкретизация затрат не стыкуется с отраслевым законом и «Законом о защите прав потребителей». В договор нельзя вносить пункты, заведомо ущемляющие положение потребителей, по закону туроператор вправе удерживать только фактически понесённые затраты. В спорных ситуациях он должен будет подтвердить их в суде.
С другой стороны, требования туристов вернуть деньги полностью тоже не имеют под собой юридических оснований.
«Закон не устанавливает обязанности туроператора в досудебном порядке возвращать денежные средства за проданные туры полностью, кроме случаев, когда объявлена угроза жизни и здоровью туристов», - сообщил член правления РСТ, юрист Георгий Мохов.
Впрочем, если туристы предъявят претензии в судебном порядке, то суд может учесть, что обстоятельства, из которых исходили туристы при заключении договора, существенно изменились. Особенно если в ходе разбирательства Росавиация приостановит свидетельство эксплуатанта «Когалымавиа». «Если события будут развиваться по такому сценарию, то судьи, скорее всего, встанут на сторону потребителей», - отмечает эксперт.