Утром 17 ноября клиентам «Капитал Тур» было отказано в посадке на рейсы «Аэрофлота». Напомним, днем ранее туроператор объявил, что вынужден приостановить свою деятельность.
«Я насчитал около 15 человек, в растерянности стоявших возле стоек регистрации. В основном, это были туристы из регионов, которые на момент появления информации от туроператора, находились на пути в Москву или уже приехали в столицу. Турагентства просто не успели их предупредить. Среди тех, кто не улетел, оказались молодожены из Петрозаводска, собиравшиеся провести медовый месяц в Хургаде, а также пара, для которой путевка стала призом в одном из конкурсов. Некоторые туристы были с детьми», - сообщил из аэропорта «Шереметьево» корреспондент «БАНКО» Алексей Воейков. По его словам, на стойках регистрации поначалу отказывались ставить штамп, подтверждающий отказ в выдаче посадочного талона. Сотрудники авиакомпании ссылались на то, что туристов нет в списках пассажиров. Представителей «Капитал Тур» поблизости не оказалось, поэтому вопрос удалось решить лишь после вмешательства представителей дирекции пассажирских перевозок «Шереметьево». Получив штамп, туристы разошлись.
Тем временем, в редакцию продолжают поступать звонки от турагентств, сотрудничавших с «Капитал Тур». Всех интересует вопрос – как отвечать на претензии от туристов, можно ли уже обращаться к страховщику туроператора (СК "Инногарант") за выплатой компенсации? Юридическое агентство «Персона Грата» подготовило свои рекомендации. Публикуем текст полностью.
В ответ на многочисленные запросы о возможности обращения к финансовой гарантии туроператора разъясняем следующее:
Правовое основание для предъявления требования страховщику, предоставившему финансовое обеспечение туроператору, возникнет только в том случае, когда не будет исполнен договор о реализации туристского продукта и размер ущерба будет подтвержден документально. При этом Выгодоприобретателем по договору страхования гражданской ответственности туроператора является Турист или иной заказчик туристского продукта. Турагент, из собственных средств возместивший туристам ущерб, или за свой счет оплативший альтернативный тур, не получает самостоятельное право требования к страховщику, поскольку не является Выгодоприобретателем по договору страхования. В таком случае Турагент вправе предъявлять требование лишь непосредственно к Туроператору о возмещении причиненных убытков, при условии их документального подтверждения.
В случае, если Турагент принимает решение из собственных средств повторно оплатить альтернативный тур для туристов, рекомендуем заключить с туристами новый договор на альтернативный турпродукт, а прежний договор, оставить в силе. В таком случае прежний договор о реализации туристского продукта, не будет исполнен, поскольку документы туристу по данному договору не будут выданы и услуги турист не получит. В доказательство невозможности исполнения договора Турагент может выдать туристам уведомление в том, что документы по туру не были выданы туроператором Капитал тур, услуги по договору о реализации туристского продукта, туроператором не оказаны и условия договора вследствие этого исполнены быть не могут. Дополнительным доказательством будет служить письмо Капитал тур о невозможности исполнения обязательств на конкретную дату. Доказательством размера ущерба, причиненного туристу, будет служить платежный документ, подтверждающий оплату туристом договора.
Таким образом, у туриста появляется право требования к страховой компании, поскольку договор о реализации туристского продукта не исполнен и есть доказательство его неисполнения и доказательство размера ущерба.
Далее, Турагент, действующий по доверенности туриста, может обращаться от его имени в страховую компанию и при положительном исходе дела получит возмещение стоимости тура.
В сложившейся ситуации рекомендуем внимательно относится к оформлению письменных требований, ответов на претензии туристов, составлению расписок и прочих документов, поскольку это в существенной степени влияет на последующие перспективы решения споров в суде. ЮА «Персона Грата»
В 14.20 17 ноября на сайте "Капитал Тур" появилась информация, что в главном офисе компании создана специальная служба для оперативного решения вопросов, возникших в связи со сложившейся ситуацией, и для оказания помощи агентствам, чьи туристы не смогли вылететь на отдых 17 ноября 2010 года.
"Сотрудники КАПИТАЛ ТУР принимают заявления на возврат денежных средств по несостоявшимся турам, а также проводят консультирование агентов компании.
Поскольку электронная выписка документов из личных кабинетов агентств на сайте "Капитал Тур"сейчас невозможна, компания незамедлительно предоставляет агентам страховые документы по всем оплаченным турам, включающим страховку от невыезда. Для этого необходимо направить по электронной почте запрос с указанием номера путевки.