Туристы из Иркутска до сих пор не могут получить страховые выплаты по факту отмены ноябрьских чартеров авиакомпании «Интеравиа». Об этом корреспонденту «БАНКО» рассказала Ольга Панова, замдиректора иркутской компании «Синдбад Тур».
Напомним: цепочка из двух рейсов на Хайнань, консолидированных ТО «Фортуна Турс энд Трэвел», не состоялась, поскольку Росавиация отозвала у перевозчика лицензию. Практически все билеты были проданы, поэтому в общей сложности пострадали более 300 клиентов.
Блоки мест на рейсах брали примерно 10 туроператоров. По словам Ольги Пановой, они взяли на себя переговоры со страховыми гарантами – компаниями «Страховой Дом ВСК» и «Русский мир». Документы передали в их иркутские офисы еще в ноябре, однако деньги получили далеко не все.
В «Русском мире» корреспонденту «БАНКО» обещали, что рассчитаются с туристами в первой половине февраля. Задержку объяснили болезнью руководителя. А «ВСК» 9 февраля распространила пресс-релиз, в котором заявляется, что по иркутскому делу уже произведены страховые выплаты в объеме более 2,5 млн рублей, однако «существуют сложности с предоставлением документов» одним из операторов – «Лавли Тур». Что имеется в виду, корреспонденту «БАНКО» пояснять не стали.
В свою очередь, генеральный директор «Лавли Тур» Вера Тороповская утверждает: все бумаги, предусмотренные договором с «ВСК», были поданы страховщику сразу после отмены рейсов. По закону «Об основах туристской деятельности в РФ», в течение 30 календарных дней после получения документов гарант обязан выплатить пострадавшим деньги или признать случай нестраховым. «Однако страховщик не ответил в срок, – сказала г-жа Тороповская. – Тогда мы позвонили ему сами и услышали: случай признан страховым. Еще месяц ушел на переговоры. В конце января неожиданно запросили ксерокопии загранпаспортов, причем сделать их надо было присутствии представителя «ВСК». Это требует времени: многие туристы живут не в Иркутске!»
Как выяснил наш корреспондент, аналогичная ситуация сложилась не только в «Лавли Тур», но и в других иркутских турфирмах. Эти операторы собираются готовить обращение в Ростуризм и – не исключено – подавать на страховщика в суд. Впрочем, есть и такие компании (например, «Арготур», «Планета-турс»), чьи клиенты получили деньги от «ВСК».
Является ли правомерным требование о предоставлении страховщику документов, не предусмотренных договором? На этот вопрос ответил Георгий Мохов, руководитель юрагентства «Персона Грата»: «Согласно статье 17.5 Закона о туризме, перечень таких документов не может быть расширен по желанию страховщика и состоит из трех конкретных позиций. Это – гражданский паспорт туриста, договор с оператором и документы, подтверждающие причиненный ущерб».