В ближайшие 3–5 лет крупные туроператоры создадут альянсы с разработчиками онлайн-игр и начнут предлагать туристам интерактивные путешествия с применением искусственного интеллекта и гейм-механик. Такой футуристический прогноз дал директор Центра стратегического анализа и разработок Союза туризма и гостеприимства Роман Еремян в ходе форсайт-сессии, прошедшей во время туристической выставки MITT.
По словам эксперта, туризм уже перешел в так называемую фазу 3.0. То есть закончился период, когда эксплуатировались только естественные и рукотворные ресурсы – побережья, климат, горы, архитектурно-исторические объекты. Важную роль теперь играет виртуальная реальность. В новой фазе «одним из средств приобретения лояльности и втягивания туристов в постоянный контакт с туристической компанией или определенной территорией станут системы геймификации», выразил уверенность Роман Еремян.
Поясним для читателей, геймификация – это технология применения игровых методов к неигровым процессам для большей вовлеченности участников в процесс. Ее уже широко используют в бизнесе, образовании, маркетинге и других сферах деятельности. Она уже начала проникать и в туризм. В 2018 году туроператор по Юго-Восточной Азии ITM Group геймифицировал часть своих туров. Туристы не просто путешествовали, а выполняли во время поездки интерактивные задачи, решали головоломки и проходили квесты. В принципе туроператорам уже сейчас ничто не мешает соединить механики с онлайном, получать виртуальные или реальные награды с помощью смартфонов или планшетов.
Как отметил эксперт, это возможно делать даже на сетях 4G с учетом повального проникновения гаджетов в жизнь человека и хорошо отработанных механик онлайн-игр. «Гейм-механика заставит человека отправляться на определенную территорию и там проходить заданный маршрут, на котором он увидит то, что его интересует. Оценивать, что именно туристу интересно и на что он готов потратить деньги, можно будет с помощью искусственного интеллекта через его профиль в соцсетях», – прогнозирует Роман Еремян. Он выразил уверенность, что нововведения позволят повысить интенсивность впечатлений и расходования денег.
Кроме того, в будущем стоит ожидать альянса туроператоров с разработчиками игр в попытке создать игровые механики для туризма. «В систему геймификации встроятся туркомпании и турагентства, которые не перейдут на нишевые сегменты, такие как лакшери-отдых или экотуризм», – пояснил эксперт. Он также не исключил, что освоением нового рынка могут заняться и крупные социальные сети.
В завершение рассуждения на эту тему Роман Еремян предположил: развитие онлайн-средств и коммуникаций, которые позволяют дистанционно продавать продукт, приведет к исчезновению массового турагентского бизнеса. Так же, как это в свое время произошло с телефонистками или гужевым транспортом.
Добавим, во время форсайт-сессии «Турбизнес в России. Как изменится рынок под влиянием глобальных трендов?» эксперты делились своим мнением и по многим другим темам. В частности, они рассуждали об изменении свободы путешествий в ближайшие 5 лет, делали прогноз о том, как долго закрытые границы будут помогать развитию внутреннего туризма, и давали советы турагентам, которые помогут зарабатывать деньги.