Примеру европейской TUI Group, объявившей о сокращении отправки туристов, последовал еще один крупный немецкий туроператор – FTI с 7000 сотрудников и оборотом в 4,2 млрд евро. Решение, которое 16 марта приняли руководители компании, Дитмар Гюнц и Ральф Шиллер, распространяется на всех операторов группы: FTI Touristik, Fünf vor Flug, Big Xtra, LAL Sprachreisen. Их деятельность по продаже туров остановлена до 31 марта 2020 года. Сейчас компании работают только на вывоз клиентов, оповещая об изменениях и предлагая как можно скорее вернуться с курортов домой.
Как обращает внимание Der Spiegel, такое радикальное развитие событий стало неожиданным на фоне заявлений, звучавших на прошлой неделе, когда топ-менеджмент FTI сообщал о стабильном спросе, в особенности на краткосрочные поездки. «Еще 2 или 3 дня назад мы делали совершенно разные предположения. Сегодня становится очевидным, что почти все правительства создадут итальянские условия, т. е. изолируют себя, ограничат въезд, введут комендантский час и закроют аэропорты. Мы позаботились о том, чтобы вернуть гостей, если они этого захотят», – объяснил в своем интервью Дитмар Гюнц. С его слов, FTI рассчитывает на поддержку со стороны правительства Германии: «В одиночку туристическим компаниям с этим не справиться».
Аналогичные меры предпринял еще один гигант европейской индустрии – туроператор Alltours. «Пока у туристической отрасли в целом намного больше вопросов, чем ответов. Никто не может сказать, будут ли выплачиваться туристам деньги по отмененным в связи с остановкой деятельности турам, что будет с огромным трудовым коллективом туроператоров? Каким образом нужно действовать менее крупным компаниям? Как надолго хватит ресурсов, чтобы не разрушить бизнес?» – формулирует вопросы, возникающие у профессионалов отрасли, автор Фейсбук-блога «Travel Business за бугром» Cергей Назон.
Еще большая неопределенность сохраняется и на российском туристическом рынке, где туроператоры пока не сообщают программу антикризисных действий. Заявления на эту тему звучат в основном со стороны представителей небольших и средних компаний. Исключением стал ANEX Tour. 16 марта в рамках видеомарафона #tourbusiness_no_stess замгендиректора компании Яна Муромова рассказала о том, что в компании не собираются сокращать персонал (в московском офисе работает около 700 сотрудников), и аргументировала это расчётом на отложенный спрос и сокращение конкуренции.
Если проводить аналогии с поведением европейских компаний, которые поначалу были оптимистичны, но после закрытия границ оказались в блэкауте, нельзя исключать изменения стратегии поведения российских игроков. Особенно в ситуации слишком слабых мер поддержки бизнеса правительством Михаила Мишустина.