Утром 6 октября на связь с «БАНКО» вышел Амар Куликов, генеральный директор ставшего недееспособным туроператора «СКМ-Трэвел». В телефонной беседе он сообщил, что во вторник был в офисе страхового гаранта – компании «СОГАЗ». И после совещания там решили начать прием заявлений от туристов, перед которыми туроператор не выполнил свои обязательства.
«Все необходимые выплаты будут произведены в ближайшие сроки. Кому-то мы уже успели возместить ущерб сами, остальными займутся в страховой компании», – пообещал Амар Куликов. По его оценке, претензии ожидаются примерно от 60 человек на сумму значительно меньшую, чем 30 млн рублей, предусмотренных договором с «СОГАЗом». Следовательно, страховки хватит.
Сбудется ли этот прогноз, пока непонятно. В пресс-службе компании «СОГАЗ» корреспонденту «БАНКО» сообщили буквально следующее: «официального заявления о банкротстве туроператора» пока нет. И пообещали прислать пресс-релиз к концу недели.
Неясными также остаются и причины краха компании. Амар Куликов отказался от комментариев на эту тему. А соучредитель фирмы Татьяна Солод еще 5 октября назвала вопрос возобновления нормальной работы туроператора «неразрешимым».
Тем временем события на курорте Карловы Вары, где туроператор не оплатил проживание 26 своих клиентов, развивались по худшему для них сценарию. Как и обещал замгендиректора «Веди Тур Групп-М» (ей «СКМ-Трэвел» не перечислил 70 тыс. евро) Андрей Сутулин, людям предложили или оплатить дальнейшее пребывание в отелях, или освободить номера. «Реакция туристов оказалась различной: некоторые с возмущением платить отказались, другие с пониманием относятся к происходящему. Мы рассчитываем на благоприятный исход дела и надеемся, что выселять никого не будут», – добавил Андрей Сутулин.
За возмещением ущерба ни в чем не повинным людям придется обращаться в «СОГАЗ», собрав пакет необходимых документов. А вот здесь могут возникнуть некоторые сложности. С одной стороны, перечень бумаг определен законом, с другой – возможны варианты. Неясно, например, является ли основанием для выплаты компенсации письмо, разосланное «СКМ-Трэвел» по турагентствам в понедельник и имеющееся в офисах агентств только в электронном виде? Или же страховая компания потребует предъявить документ с оригинальной подписью гендиректора и печатью, за которым, соответственно, каждому клиенту придется обращаться в офис туроператора? Кроме того, от туристов, застигнутых известием о крахе туроператора за границей, потребуется документальное подтверждение их вынужденных расходов.
Для партнеров, которым проблемный туроператор оказался должен, ситуация выглядит совсем неприглядно. Им, судя по всему, рассчитывать вообще не что, так как предъявить претензии страховщику они по закону не могут.
Когда эта заметка уже была написана, в редакцию поступил комментарий от туроператора Travelsystem. По словам Станислава Мельникова, директора по продвижению, на компанию обрушился шквал звонков от турагентств. Все просили помочь с отправкой клиентов, отдых для которых был забронирован в «СКМ-Трэвел». «Мы предложили агентствам, чьи туристы уже получили визу на выезд в Чехию, выкупить туры с 13% -ной скидкой. Тем, кто еще не получил визу, мы оформим ее бесплатно», - сообщил г-н Мельников.