14 февраля глава Ростуризма Александр Радьков провел пресс-конференцию на животрепещущую тему «Ланта-тур вояж. Итоги и уроки». По озвученной чиновником позиции можно судить о том, какие перемены надо ждать турбизнесу в ближайшее время и в перспективе. Общий смысл того, к чему стремится власть: регулирование, прозрачность (обеление) и предсказуемость туррынка.
Прежде всего, г-н Радьков дал оценку событиям вокруг «Ланта тур вояж». Он в частности пообещал опубликовать черный список отелей, обижавших клиентов туроператора и отметил: «Случаи вымогательства денег в отелях, с которыми столкнулись туристы, недопустимы. Нужно принимать меры по изменению законодательства РФ, чтобы защитить туристов».
Еще один урок, который извлекли власти: 100 миллионов рублей финансового обеспечения в ряде случаев, когда банкротится крупный туроператор не хватает. Но сам институт фингарантий себя оправдал. Это может означать, что Ростуризм будет и дальше высказываться за сохранение этого инструмента.
Достаточно развернутые объяснения на пресс-конференции были даны по другому актуальному вопросу – введение СРО. Г-н Радьков высказался за создание саморегулируемых организаций, поскольку на их базе сформируются финансовые компенсационные фонды, «за счет которых можно было бы оперативно решать вопросы возвращения туристов домой», таким образом, банк ВТБ не будет больше выдавать кредиты туроператорам – банкротам. Также чиновник обратил внимание на еще одну полезную функцию СРО - мониторинг рынка и проведение внутреннего аудита финансового состояния своих членов. В Ростуризме видимо пока не знают, будет ли СРО добровольным или обязательным. Поэтому не исключают, что во втором случае понадобится набор преференций, повышающих мотивацию ее участников на вступление. В качестве других возможных вариантов регулирования на пресс-конференции были озвучены: идея автоматизированного учета туристических путевок, унификация договоров с потребителями, договоров между ТО и ТА. Это, по мнению главы Ростуризма, позволит правильно оценить обороты туроператорских компаний и повысить прозрачность рынка.
Учет, по мнению главы Ростуризма, нужен для того, чтобы реализовать столь популярную в туристической среде идею страхования каждого тура. «Как проверить, что путевка застрахована, если нет единой базы учета этих путевок? Что туристу выдают на руки? Единая электронная путевка позволит унифицировать договорные отношения между турагентом, туроператором и потребителем. И контролировать эмиссию путевок. Путевки должны продаваться также, как электронные билеты. Тогда мы сможем понимать, сколько путевок продано, на какую сумму, каков оборот туроператора. Когда вводили электронный билет, тоже было много скептиков. Однако он работает», — заявил Радьков.
Исходя из проведенной г-ном Радьковым взаимосвязи между страхованием каждого договора и введением единой электронной путевки, можно предположить, что если идея страхования туров и принята на карандаш, то реализована она будет не в первую очередь. Каждый из этих проектов масштабен и, соответственно, требует времени. А власти нужны быстрые решения. Об этом в частности свидетельствует сам факт проведения данной пресс-конференции. Кроме того, сам спикер в заключение своей речи отметил: «На носу летний сезон. Если мы не успеем провести в весеннюю сессию ряд важных поправок, мы рискуем получить проблемы в летний сезон».
Интересный момент. Несмотря на то, что г-н Радьков показал понимание ситуации и набора инструментов для ее исправления, а также обозначил узкие временные рамки, он все же оставил поле для общественной инициативы, заявив: « Мы внимательно рассмотрим все предложения, которые будут поступать в наш адрес со стороны туристического сообщества, ассоциаций, туроператоров. Все самое разумное будем использовать».