Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) прогнозирует сокращение в 2020 году объема пассажирских авиаперевозок в мире вдвое по сравнению с 2019 годом. Услугами авиакомпаний воспользуются 2,2 млрд человек, что соответствует уровню 14-летней давности – 2006 года, говорится в пресс-релизе ассоциации, опубликованном на ее сайте 9 июня. «Из-за ограничений на полеты, связанных с пандемией COVID-19, авиакомпании потеряют 84,3 млрд долларов», – приводит IATA слова своего руководителя Александра де Жюньяка.
В такой ситуации естественным решением для выживания авиаперевозчиков специалистам видится повышение тарифов. Однако в нашей стране пассажиры не готовы платить за авиаперелеты даже прошлогодний ценник – показывают актуальные данные, предоставленные порталу TourDom.ru интернет-сервисом для путешественников Biletix. Так, средняя стоимость авиабилетов, забронированных на этой площадке в период с января по конец мая на маршруты из Москвы по внутренним направлениям, составила в среднем 6033 руб. В 2019 году этот показатель был выше – 8626 руб. Тот же тренд к удешевлению и на международных международных линиях из столицы – 14 771 руб. в 2020-м, тогда как в 2019-м ценник составлял 20 373 руб.
Как пояснили в Biletix, их статистика отражает суммы, за которые были фактически приобретены авиабилеты: «Эти показатели коррелируют со средними ценами, назначаемыми авиакомпаниями, но не равны им. Поскольку даже на фоне общего роста стоимости авиаперелетов пассажиры могут выбирать более бюджетные варианты – например, безбагажные тарифы, или пользоваться услугами лоукост-перевозчиков, что отражается на среднем чеке».
Эксперты отмечают: несколько активизировать интерес потребителей сейчас удается только за счет выпуска спецпредложений. В реализации билетов по стандартным тарифам авиакомпании выручают разве что корпоративные клиенты, а пассажиры, оплачивающие места из собственного кармана, перешли в режим жесткой экономии.
Возможно, в такой ситуации авиаперевозчикам придется искать альтернативные увеличению цен способы повышения своей рентабельности. Например, временно отказываться от некоторых маршрутов, как это недавно сделали «Аэрофлот» и «Победа», консервировать часть авиапарка и т. д.