Справедлива ли позиция авиаперевозчиков, предлагающих вместо денежных компенсаций за несостоявшиеся из-за пандемии коронавируса рейсы сертификаты на полеты в более поздние даты? Опрос по этой теме, вынесенный на портал TourDom.ru, буквально за два дня собрал более 2 тыс. откликов.
Чуть более половины аудитории, 53 %, считают, что авиакомпании не должны решать свои проблемы за счет пассажиров: «Взяли деньги – верните». И лишь 18 % солидарны с тем, что у перевозчиков сейчас нет иного выхода, иначе им попросту грозит разорение.
Сложившаяся из-за пандемии коронавируса ситуация – и в гражданской авиации, и в туризме в целом – действительно беспрецедентна. Очевидно, время искать компромиссные решения. Возможно, стоит присмотреться к инициативе властей Германии, которые позволили своим туроператорам и авиакомпаниям перенести на период с 2022 года возвраты за аннулированные туры и авиабилеты. Сходные варианты обсуждаются и в других европейских странах.
У нас немецкому опыту пока последовал только лоукост-перевозчик «Победа». Суммы, ранее внесенные пассажирами за места на рейсах, которые пришлось отменить, учитываются в личных кабинетах клиентов на сайте авиакомпании. До 1 июня 2021 года эти средства можно использовать для перебронирования авиабилетов на новые рейсы. Тем же, кто этой возможностью не воспользуется, после указанной даты обещано автоматически вернуть деньги на банковские счета.
Такой вариант явно заслуживает внимания, полагают специалисты. Ведь он дает авиаперевозчикам передышку, позволяя отложить наличные выплаты и при этом сохранить лояльность клиентов. К тому же часть пассажиров наверняка согласятся и на перебронирование билетов после того, как перевозки возобновятся. А значит, и суммы к возврату сократятся, и не будут столь обременительны для авиакомпаний, как сейчас.