«Аэрофлот» с 1 февраля увеличивает размер сбора за предоставление услуг автоматизированных систем бронирования. Соответствующий код YR появился у национального перевозчика в феврале 2020 года, а сбор составил 270 руб. для одного сегмента внутренних перелетов и 3,9 евро – для международных.
Со временем сбор стал заградительным для партнеров авиакомпании, желающих использовать при покупке билетов глобальные распределительные системы (GDS) типа Sabre, Amadeus и т. п.: в июне 2021 года «Аэрофлот» поднял размер сбора для неуполномоченных агентов до 750 руб. внутри России и 12 евро при перелетах за границу. Прежняя цена осталась при продажах непосредственно на сайте авиакомпании, у тех самых уполномоченных агентов, использующих не GDS, а протокол IATA NDC. С сентября 2021 года сбор YR стал невозвратным для всех видов тарифов.
Теперь покупать билеты «на стороне» станет еще более невыгодно: внутрироссийский сбор подрастет до 10,7–12,5 евро (курс рубля плавает, так что считайте сами) в зависимости от используемой системы бронирования. На международных рейсах рост небольшой, всего 0,5 евро. Таким образом, безвозвратный сбор на перелет туда-обратно внутри России с 1 февраля может составить сумму свыше 2 тыс. руб. на человека, что вполне ощутимо.
При бронировании билетов на сайте авиакомпании, у уполномоченных агентов, использующих протокол NDC, сбор останется прежним – 270 руб. и 3,9 евро. Сбор YR не взимается вовсе, если билет субсидированный, если летит ребенок до 2 лет без отдельного места, а также при применении спецтарифов, от «Делового проездного» до соглашения с Минобороны РФ. Остается добавить, что «Аэрофлот» не является изобретателем данного вида платежа, его активно используют и другие авиакомпании в мире, в частности – Lufthansa и Emirates, у которых его размер достигает 25 долларов.