Tourdom.ru: новости, форум, тренинги, вебинары, работа в туризме

Аэропорт Домодедово могут попытаться вернуть в собственность государства

Инвесторам на заметку: Генпрокуратура подала иск к владельцу и десяткам структур авиагавани

29.01.2025, 18:41
21883
Аэропорт Домодедово могут попытаться вернуть в собственность государства
Фото: business.dme.ru

Генпрокуратура РФ подала иск в Арбитражный суд Московской области к компаниям группы «Домодедово». Содержание документа пока не раскрывается.

Ответчиками выступают около 30 юрлиц, в частности «Домодедово Авиэйшн Секьюрити», «Домодедово Карго», «Домодедово Эрфилд», «Домодедово Эрпорт Хэндлинг», а также основной собственник аэропортового комплекса Дмитрий Каменщик и председатель Наблюдательного совета Валерий Коган. По данным «Коммерсанта», иск последовал по итогам проверки порядка приватизации в 90-е годы объектов аэропорта. Как пишет издание со ссылкой на неназванный источник, исходя из практики подобных дел, после приватизационных проверок обычно следуют иски о возвращении активов государству.

Специалисты в области авиации рассказали порталу TourDom.ru, что им неизвестно о прецедентах деприватизации каких-либо крупных российских аэропортов. Что касается Домодедово, то государство заинтересовалось структурой владения авиагаванью еще в 2011 году: «Собственник связан со структурой бенефициарных владений, а это крупнейший транспортный узел, где садится огромное количество самолетов!» – поднимал вопрос Дмитрий Медведев, занимавший тогда пост президента РФ.

Если активы Домодедово (по некоторым данным, на сегодня они оцениваются в 300–350 млрд руб., включая долги. – Ред.) перейдут государству, управление, скорее всего, передадут какому-либо крупному холдингу, специализирующемуся на такой деятельности. В случае подобного развития сценария, пассажиры вряд ли ощутят какие-либо неудобства: на операционной деятельности авигавани это сказаться не должно, убеждены опрошенные нами специалисты. Конкуренция в московском авиаузле очень высока, аэропорту так или иначе придется сдерживать тарифы и как минимум сохранять уровень сервиса, чтобы не уступить пассажиров Шереметьево, Внуково и Жуковскому.

А вот для инвесторов сигнал тревожный, ведь в модернизацию аэропорта за десятки лет собственником вложены огромные средства. Рейтинговое агентство Skytraх 4 года подряд, с 2010 по 2013, признавало Домодедово лучшим в Восточной Европе, а в октябре 2024-го назван лучшим в Европе в пяти номинациях по версии Airport Council International (ACI).  

Активами авиагавани потенциальные покупатели интересовались уже давно. «Один из бидеров пытался навязать нам то ли чувство вины, то ли отчаяния за плохую перспективу актива. Мы слышали: “Вы же понимаете, что средства на финансирование аэродрома выделяться не будут, более того, у вас все заберут. Или объединят с государственными аэропортами. Соглашайтесь на то, что предлагаем, или совершите самую большую ошибку в вашей жизни”», – говорил Дмитрий Каменщик в одном из интервью еще в 2012 году. Потерять бизнес предприниматель мог и в 2016-м, когда стал фигурантом уголовного дела, заведенного по следам теракта в Домодово, который был совершен в 2011-м (тогда погибли 37 человек еще 172 получили ранения. – Ред.). Дмитрию Каменщику вменялось оказание услуг, не отвечающих требованию безопасности. Он был даже взят под домашний арест, но затем признан невиновным, дело прекращено в сентябре 2016-го. В 2019 году Домодедово выступил с масштабным проектом расширения аэропорта: увеличения количества взлетно-посадочных полос (ВПП) с 2 до 8. В создание транзитного хаба предполагалось вложить до 2040 года 741 млрд руб. без привлечения государственных средств. Однако Минтранс тогда счел инфраструктуру Московского авиационного узла (МАУ) достаточной. В докладе ведомства, по данным источников «Коммерсанта», отмечалось, что расширение Домодедово не согласовано со стратегией развития аэронавигационной системы РФ до 2030 года, а потому негативно скажется на безопасности полетов. Кроме того, «создаст дискриминационные условия для Шереметьево и Внуково, а также заденет интересы «Аэрофлота».        

Напомним, что из Домодедово в Шереметьево перебазировалось несколько иностранных авиакомпаний: в 2021 году – Qatar Airways и Etihad, затем Oman Air А в 2023-м сменил прописку с Домодедово на Внуково Pegasus Airlines. Перевозчики своих решений, как правило, не комментировали. По данным Росавиации, пассажиропоток в Домодедово в период с января по ноябрь 2024 года составил 13,3 млн человек, это на 23,5% меньше, чем годом ранее.

В пресс-службе Домодедово на запрос о сути претензий Генпрокуратуры порталу TourDom.ru ответили следующее: «Московский аэропорт Домодедово строго соблюдает все требования действующего законодательства. Позиция аэропорта будет сформирована после того, как в компании подробно ознакомятся с исковым заявлением».

Кстати, 2 года назад также по иску Генпрокуратуры в собственность государства были возвращены 34 санатория, принадлежавших Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР), а затем проданных частным компаниям. Как установил суд, распродажа здравниц привела «к утрате их лечебных и оздоровительных свойств».

Обсудить новость

Ещё по теме