«Почему в системе мер, принимаемых правительством для помощи турбизнесу, нет турагентств? Что сделал розничный рынок не так, что ему не положена поддержка?» 14 апреля тему обсуждали в ходе видеомарафона #tourbusiness_no_stress Андрей Якубов, владелец «Руссо Туристо» из Ростова-на-Дону, и Татьяна Дмитрова (медиахолдинг «БАНКО»). Действительно, на фоне пакета мер, обещанного туроператорам, агентский сектор оказался не у дел – ни в одном из постановлений или законопроектов, выпущенных за последние дни в связи с очевидным ущербом из-за коронавируса, не предусмотрены шаги в интересах розницы.
По убеждению Андрея Якубова, причины глубинные, и если в них разбираться, то начинать надо с 2007 года, «когда было отменено лицензирование турфирм. В результате на рынок хлынул большой поток людей, которым, возможно, в туризме делать нечего». Кроме того, не разработаны и до сих пор не приняты стандарты образования – можно учиться годами в бакалавриате, магистратуре, а можно окончить псевдокурсы, где тебя пообещают сделать директором туркомпании». Отсутствие реестра участников – еще один критичный фактор: если бы даже государство решило направить целевую помощь рознице, то как оно определило бы адресатов? Девочка из Инстаграма? Или надомник? Или турагент, который утром делает маникюр, вечером продает путевки, а в выходные торгует на рынке?»
Эксперт марафона констатирует, турагентский рынок стал пестрым одеялом – на нем столько турменеджеров, но по какому критерию они работают, совершенно непонятно. При этом нельзя всю вину возложить на сообщество. «Государство самоустранилось, и это тоже очень обидно», – говорит Якубов. Чиновников стало больше, но если они взялись регулировать отрасль, почему не занимаются этим?
По убеждению эксперта, законодательство безнадежно устарело, а чтобы разработать правила, способные привести отрасль в порядок, – достаточно собрать руководителей нескольких крупных турагентств, опытных профессионалов, которые остаются на плаву много лет.
На вопрос ведущей, какие компании больше других пострадают в результате вынужденного обнуления, Андрей Якубов ответил: именно «белым» законопослушным турфирмам будет сложнее пережить простой, чем тем, кто, как грибы после дождя, появляется перед началом каждого летнего сезона. Серьезные компании платят зарплаты, налоги, арендуют удобные для клиентов офисы, работают по закону, но сейчас нагрузка на них колоссальная: бизнес придавили двумя плитами. С одной стороны, это обязательства содержать персонал под страхом жестких проверок, с другой – аренда, коммунальные платежи, затраты, от которых невозможно отказаться. Поэтому отсутствие внимания со стороны государства может убить профессиональный кадровый состав туристической розницы.
Как спасти ситуацию? Глава «Руссо Туристо» уверен: прежде всего, властям необходимо помогать всем гражданам пережить тяжелые времена, как это делается в других странах: если человеку будет на что купить хлеб, он не пойдет требовать от турфирмы, чтобы она немедленно вернула деньги. А это является критичным условием для розничных компаний, они страдают от отсутствия денег, как и другие участники цепочки производства и реализации турпродукта для туристов – туроператоры, авиакомпании. Но ситуация с турагентствами осложняется тем, что это «размазанный, расплывчатый рынок»: из-за низкой маржинальности, скидок, за счет уменьшения комиссии туроператоров, эквайринга компаниям не удается «накопить жирок», чтобы обезопасить свою деятельность от масштабных форс-мажоров. Поэтому у большинства агентств запас прочности не более чем на два месяца.
Рынок нуждается во внимании государства еще и потому, что сейчас всё нацелено на решение проблем на этапе, когда продукт реализован, но путь туриста начинается с обращения в турагентство, и если навести порядок в рознице, то самих критичных ситуаций, жалоб и разбирательств будет намного меньше, уверен эксперт.
Подробнее об этом – в эфире видеомарафона #tourbusiness_no_stress прямо сейчас. Обсуждайте новости в комментариях на YouTube-канале «Полезно познакомиться с Татьяной Дмитровой».