Желание высказаться на правительственном ресурсе эксперт объяснил тем, что принципиально важный для отрасли проект открыли для обсуждения – это беспрецедентное событие, и он, будучи владельцем туроператора с 25-летним стажем, не может не принять участия. Тем более что у него есть вполне конкретные объяснения ошибочности ряда заложенных в документе механизмов.
В частности, глава «Де Визу» настаивает на необходимости пересмотра положения о том, что туроператор должен вернуть с процентами (1/365 от ставки рефинансирования ЦБ РФ) деньги туристу после того, как пройдет срок моратория на выплаты, – он установлен в границах 2021 года, а гражданам, находящимся в трудных жизненных ситуациях, – по их требованию в любой момент. Алексей Лебедь усматривает в этом подталкивание клиентов к определенного рода злоупотреблениям: можно воспользоваться ситуацией, чтобы получить дополнительный доход со средств, внесенных за тур.
В правительстве, предлагая условие о начислении процентов, не учли, что туроператор не является кредитно-финансовой организацией: «Де-факто туроператор не зарабатывает на средствах туристов какую-то дополнительную маржу. Наоборот, в сложившихся, по сути, форс-мажорных обстоятельствах компании имеют дефицит ликвидности. Значительные средства по контрактам размещены у зарубежных туроператоров, часть – у перевозчиков, часть находится в свободно конвертируемой валюте, которая будет использована для того чтобы выполнять текущие обязательства перед клиентами, которые поедут в ближайшее время». Проценты, начисляемые на сумму возврата в этих обстоятельствах, – дополнительная финансовая нагрузка на туроператоров. К тому же определенный вид наказания. Но в чем провинились турфирмы? Самим фактом подписания закона об антикризисных мерах для турбизнеса и внесением отрасли в перечень наиболее пострадавших от распространения в мире коронавируса, государство признает вынужденный характер неисполнения участниками обязательств перед своими клиентами.
«Путешественники, если мы говорим о зарубежных турах, не являются социально незащищенными категориями граждан. По крайней мере, на момент покупки туров, – уверен Алексей Лебедь. – Поэтому деньги они хотят получить из боязни того, что с туроператором что-либо случится и они не успеют встать в очередь. Вот это основной мотив, и постановление должно, с моей точки зрения, содействовать тому, чтобы у людей страх пропал, чтобы они поняли – компании имеют все достаточные условия для продолжения работы». Кроме того, глава «Де Визу» считает необходимым учитывать: извлечение дополнительной финансовой прибыли изначально не было для туристов мотивацией для приобретения туров и сейчас они заинтересованы в предоставлении равноценных условий поездки. Но порядок взаимоотношений, который предлагается в нормативе, ставит их перед выбором – может быть, лучше отказаться от тура и вернуть себе деньги с процентами? Это искажает смысл сотрудничества.
«Мы двумя руками поддерживаем решение о переносе обязательств, это не подлежит никакому сомнению. Но мы также знаем, что часто законы в их реальном исполнении не достигают поставленных целей. Общий вектор выбран правильно, ему только надо придать определенной конкретики, а в ряде случаев облегчить требования», – говорит Алексей Лебедь. Он приводит пример со спасательным кругом, ведь когда его бросают утопающему, то не выставляют невыполнимых условий. «А ведь спасение имеет под собой самую важную цель – выполнение обязательства оператора перед туристами».
Какие еще условия директор туроператора предлагает исправить в правительственном положении, узнайте в полной версии видеоинтервью на YouTube-канале «Полезно познакомиться с Татьяной Дмитровой». Смотрите и обсуждайте в комментариях, а пока примите участие в опросе.