Яков Адамов – блогер и одновременно генеральный менеджер отеля Courtyard by Marriott St. Petersburg Center West/Pushkin. 1 июня он стал участником видеомарафона в поддержку турбизнеса #tourbussines_no_stress и рассказал ведущей Татьяне Дмитровой (медиахолдинг «БАНКО»), как решают проблемы с отсутствием доходности городские отели и каковы перспективы этого бизнеса.
В отличие от Москвы, в Санкт-Петербурге не практикуется расселение врачей в гостиницах или переформатирование их в обсерваторы по заказу мэрии. Поэтому некогда востребованные четверки и пятерки в городе на Неве обслуживают единичных клиентов или временно закрыты, как, например, Four Seasons Lion’s Palace, Corinthia St.Petersburg, Lotte St.Petersburg, Sokos Palace Bridge, Sokos Olympia Garden, Crowne Plaza Ligovskiy.
Сколько продлится застой и по какими ценами станет работать индустрия после окончания самоизоляции? Яков Адамов констатирует: спроса нет и совершенно непонятно, когда он восстановится. «Если посмотреть на прошлый год, цены на июнь-июль в отеле были порядка 15–20 тыс. за номер в сутки. Сейчас это 5 тыс. рублей». Тарифы рухнули в три раза из-за спада деловой активности и ограничения свободы путешествий. Теперь гостиницы вынуждены выставлять прайсы низкого сезона, несмотря на то что летом они обычно зарабатывают, компенсируя себе потери убыточных месяцев. Но и опускать планку еще ниже нет смысла – если покупателей не привлекает ценник в 5 тыс. рублей, интерес не появится при дальнейшем удешевлении, такова экономика этого бизнеса.
На вопрос ведущей о вероятности наступления перелома осенью в связи с повышением деловой активности эксперт отвечает: «Я даже не уверен, что это случится в сентябре. Думаю, загрузка будет процентов 20. Если в октябре она составит 35–40%, буду крайне рад». Из контекста разговора становится понятно: при таком уровне продаж гостиница способна покрыть текущие издержки.
Яков Адамов откровенен: «Я предлагал собственнику закрыть гостиницу еще в марте, понимая, что ситуация будет разворачиваться непредсказуемо и впереди продолжительный провал спроса. Однако было принято решение подождать и продолжить деятельность».
Теорию о том, что в гостиничном бизнесе давно наблюдается проблема перепроизводства, Яков не отрицает. Напротив, он соглашается с ведущей, которая ссылается на аргументы экономиста Михаила Хазина: «Действительно, гостиничная индустрия растет уже девять лет подряд. Все так восхищались ею, акции глобальных компаний, в том числе нашей, росли. Эти тенденции показывали, что происходит перепроизводство. Хазин сказал, что, туризм вернется где-то в 60-е годы, когда возможность путешествовать будет только у очень состоятельных людей. А это небольшая прослойка. И сейчас мы видим – усиливается расслоение: богатые продолжают богатеть, средний класс беднеет, бедные превращаются в нищих. И конечно, для индустрии туризма это ощутимо», – объясняет эксперт. Он затрудняется сказать определенно, кому в итоге будет проще приспособиться: брендам, ориентированным на средний класс, как Select Service, или сегменту люкс: «Я разговаривал с генеральным управляющим “пятерки”, он думает, что у них будет больше проблем, чем в отелях более доступных категорий».
«Трудно прогнозировать – слишком много неизвестных. Я не могу гарантировать, что у собственников сохранится вера в этот бизнес. Более того, я сам не могу утверждать, что верю в то, что туризм в каком-то виде сможет продолжить, как и раньше, существовать», – заключает эксперт.
И тем не менее, несмотря на туманное будущее отрасли, Яков Адамов участвует в разработке стандартов безопасности гостиниц вместе с коллегами по бизнесу и региональным Роспотребнадзором. В ходе марафона он рассказал, как изменится сервис в отелях с учетом новых правил и какие из них являются главным барьером для возобновления работы объектов размещения.
Полное интервью с экспертом в ходе видеомарафона #tourbusiness_no_stress смотрите и обсуждайте в комментариях на YouTube-канале «Полезно познакомиться с Татьяной Дмитровой».