У отечественных перевозчиков станет меньше Boeing и Airbus, сообщил генеральный директор компании «Ростех» Сергей Чемезов в интервью РБК. «Я думаю, что с 2030 года начнется заметное убытие иностранных самолетов из российских авиакомпаний, поскольку возможностей ремонтировать уже особо не будет. Поэтому нам нужно произвести к этому моменту достаточное количество различных летательных аппаратов», – объяснил он журналистам.
По сути глава Ростеха напомнил о уже ранее сделанных заявлениях. В феврале прошлого года глава Росавиации Александр Нерадько пообещал, что на импортных самолетах перевозчики смогут летать минимум до 2030 года – при условии соответствующего технического обслуживания. А годом ранее правительство утвердило комплексную программу развития авиаотрасли – тоже до 2030-го. Планом предусмотрено строительство тысячи отечественных лайнеров – около 140 SSJ New, 270 МС-21, по 70 Ил-114-300 и Ту-214, а также небольших региональных самолетов «Ладога» и «Байкал».
Впрочем, реалистичность этих планов вызывает сомнение у экспертов. В интервью нашей редакции бывший топ-менеджер концерна «Сухой» отмечал, что в России на авиастроительных предприятиях не хватает квалифицированных рабочих, используется медленная технология «стапельного», а не конвейерного производства. Кроме того, существует большая проблема с авионикой: у нас в стране производится далеко не всё нужное оборудование. Поэтому лайнеры советской разработки, в частности Ту-214, предусматривают наличие в кабине трех членов экипажа – двух пилотов и бортинженера. У отечественных авиакомпаний, в том числе «Аэрофлота», заключившего контракт на 11 Ту-214, есть возможность эксплуатировать только самолеты с двумя членами экипажа. В гражданской авиации бортинженеров давно заменила автоматика – эта профессия осталась лишь в военной сфере.
Переделать кабину можно, но завезти нужное оборудование в РФ проблематично из-за санкций. Поэтому тестировать «двухчленные» Ту-214, по информации руководства ПАО «Туполев», собираются только в 2026 году.
Клубок нерешенных проблем авиастроения привел к тому, что в 2023 году из планировавшихся к поставке трех Ту-214 не был готов ни один. Единственный Ту-214, поднявшийся в небо, – это не новый, а восстановленный лайнер (его передали в Red Wings, так как ранее авиакомпания уже эксплуатировала такие самолеты. – Ред.). В 2024-м «Аэрофлоту» по графику должны передать уже четыре Ту-214. Еще столько же в 2025–2026 хочет получить татарстанская «ЮВТ-Аэро».