С начала месяца Coral Travel открыл продажи со своего сайта прямым клиентам – заметили участники конференции, организованной в профессиональной группе Фейсбука «Трэвел Президиум» 13 мая. Поскольку тема совещания не касалась персоналий туроператоров, а обобщала мнения руководителей розницы о перспективах турагентств, подробно нюансы нового позиционирования Coral Travel обсуждать не стали. Но после конференции редакция TourDom.ru направила запрос в компанию и получила лаконичное подтверждение от Марины Макарковой, руководителя PR-отдела: «Чтобы предоставить нашим клиентам возможность бронировать туры в сегодняшней ситуации, мы открыли онлайн-продажи. Все остальные услуги будем оказывать, как и прежде».
Специалистов турбизнеса известие о новой опции «Корала» не шокировало – еще раньше программы, рассчитанные на лояльность туристов и возможность забронировать напрямую, предлагали многие известные бренды. Объемы В2С-продаж у всех разные – обычно туроператоры заявляют до 10–15%. Значительно больше возмущений у розницы вызывают различные акции поставщиков, направленные на привлечение клиентов в ущерб интересам агентств.
Однако от Coral Travel этого не ждут. Как и резкой переориентации от сотрудничества с В2В на туристов. Эксперты характеризуют компанию как консервативную и осторожную, избегающую резких телодвижений.
Другое дело – вопросы взаимоотношений с партнерами, которые стоят на пути туроператора к туристам и агентам, и способны навязать ему свои правила. Компании «первой пятерки» могут перестать отдавать свои цены независимым агрегаторам туров. Рашад Мамедов (TBS Group) в ходе конференции в «Трэвел Президиуме» сказал, что такое развитие событий стоит иметь в виду – борьба за клиента переместилась в онлайн, для туроператоров это возможность заработать. Дмитрий Малютин (Level.Travel) прокомментировал ситуацию: «Так или иначе все будут использовать возможности пандемии коронавируса. И все туроператоры станут развивать собственные каналы продаж. То, что последние стойкие компании, которые не заявляли выход на В2С, сейчас делают это, является определенным показателем того, что за клиентов в онлайне будет еще более жесткая борьба». Из этого эксперты делают вывод: в условиях, когда объем живого и виртуального трафика ограничен, цена привлечения в расчете на одного клиента вырастет. А это придется учитывать и всем турагентам, которые делают ставку на онлайн-продажи.