После заявлений главы правительства о том, что ждать летом открытия выездного туризма не стоит, на туристическом рынке усилились пессимистические настроения. Большинство компаний ориентированы на отправку туристов за границу, поэтому сообщение Михаила Мишустина означает для рынка продолжение периода безработицы на неопределенное время. Сигнал от премьера, усиленный фразой Зарины Догузовой о том, что в Ростуризме не видят предпосылок для быстрого восстановления международного туризма, не принес радости также турфирмам, занимающимся приемом иностранцев, – пока Россия будет закрыта на выезд, туроператоры не смогут развернуть деятельность по инкамингу. На этом фоне большой резонанс в турсообществе получил видеоролик, созданный коллективом компании «Свой ТС», которая, как и все, находится в «бессрочном простое». Непривычно грустные лица специалистов по приему иностранцев, которые держат в руках напечатанные кое-как таблички с короткими текстами о том, в чем они больше не могут быть полезны своим клиентам – лучше многих резолюций и обращений отражает глубину страданий участников туриндустрии.
«Аж расплакалась… Грустно, не то слово, сердце сжимается от боли», – пишет в сообществе Фейсбука «Трэвел Президиум» Марина Череватых. Ее поддерживают коллеги: жаль, что в профессиональных группах нет представителей правительства. Видели бы они «вселенский плач» туротрасли, возможно, сумели бы помочь реально.
Меры поддержки в туриндустрии комментировали неоднократно. Пока она ограничена субсидированием зарплатных проектов в пределах МРОТ, чего недостаточно из-за продолжительности вынужденного бездействия компаний. Помимо персонала, им необходимо оплачивать офисы, налоги, обслуживать кредиты. Кроме того, пока не опубликовано решение правительства о том, на каких условиях компании смогут переносить обязательства перед клиентами по турам, не состоявшимся из-за коронавируса. Это тоже добавляет напряженности, а в судах уже выносятся приговоры по искам клиентов с учетом морального ущерба.
В конце мая турагентства все чаще сообщают TourDom.ru: они зря продолжали оплачивать аренду в надежде на возобновление туризма летом. Теперь такие расходы им не по карману, в июне многие будут отказываться от офисов. Редкие исключения, когда в турбизнесе находят возможности окупить расходы на простой, но они не связаны с профильной деятельностью. В большинстве своем компании генерируют убытки.
В начале мая, отвечая на вопрос: будете ли вы бороться за выживание своего турагентства, 26% респондентов из 2124 участников опроса заявляли, что поменяли бы сферу, но в других бизнесах ситуация не лучше. Изменилось ли мнение за месяц, выясним в новом опросе.