Алексей Волов (Hotel Business Academy и Hotel Business Forum) поделился профессиональной оценкой – чем может обернуться для отечественного гостиничного рынка решение ряда международных цепочек отелей временно ограничить активность в нашей стране.
«Hilton, Hyatt, Accor, IHG уже сказали свое слово, ждем Marriott, Radisson и других. Что это значит? Пока говорят о приостановке планов развития, но не исключено, что скоро могут отключить системы бронирования, перестанут работать программы лояльности, централизованные функции (глобальные продажи, развитие, PR и т. п.)», – пишет эксперт в своем посте в Фейсбуке.
Что касается краткосрочной перспективы, то такое решение может даже сыграть на руку владельцам отелей, работающих под иностранными брендами: «Немалые платежи можно не вносить, а сила бренда будет еще какое-то время по инерции давать свой эффект и ценность – знания, стандарты, узнаваемость и т. п. сразу не улетучатся. Даже вывески на фасадах и брендированную продукцию сразу не уберешь. Хотя надо признать, что с перекрытием международных рынков ценность работы с брендами сейчас, действительно, значительно упала».
А вот долгосрочные последствия могут стать холодным душем. «Конечно, сейчас открывается окно возможностей для отечественных управляющих компаний (УК), но лично я не особо верю в качественный рост рынка в отсутствие сильных игроков. Простите за откровенность, но я пока не встречал отельный продукт под управлением отечественных УК или сетей, который мог бы сравниться с первоклассным продуктом под международным брендом. Отдельные первоклассные независимые отели, управляемые собственниками, встречал, а под управлением отечественных УК – нет», – делится оценкой специалист. Он напоминает о бесценных практике, знаниях и опыте, которые отечественному менеджменту давало взаимодействие с зарубежными коллегами: «Происходящее вызывает у меня профессиональную грусть. Всему, что знаю в отрасли и умею делать (процентов на 80 точно), я обязан международным гостиничным сетям и людям, с которыми там работал. Именно в этих компаниях я не только своими глазами увидел, что такое искренний сервис, как работает настоящая корпоративная культура, как взаимодействуют международные команды и что на самом деле дает гостиничный бренд, но и познакомился с огромным набором инструментов гостиничного менеджмента – от технологий B2B и B2C продаж и revenue management до построения системы сервиса и управления командой. Уже позже эти знания пригодились для их адаптации в проектах российских отелей, а также для просветительской деятельности в рамках тренингов, выступлений на отраслевых конференциях, а также проектах Hotel Business Academy и Hotel Business Forum».
В завершение Алексей Волов высказывает надежду: «Я хотел бы дождаться момента, когда международные гостиничные сети вернутся на наш рынок, лично у меня это будет ассоциироваться с возрождением страны».
В комментариях под постом мнения представителей гостиничного бизнеса разделились. «Отельным брендам больше не нужен российский рынок? Отличная новость! Теперь все Hyatt переименуют в “Москву”. Ремеслу наши специалисты обучены хорошо! Не нужно будет платить за имя», «Уход иностранных сетей – хороший шанс для нас. Надоели все эти отчёты, маркетинговые планы, бенчи, тренинги роста… Зарплаты иностранцев – в 5 раз выше, соцпакеты, переводчицы в коротких юбках, их разорительные бизнес-ланчи с потенциальными клиентами по 250 долларов, рабочие визы, командировки на родину и прочие расходы. Когда я сменил иностранного генерального менеджера на отечественного специалиста, появилась возможность увеличить зарплату персоналу на 50%. Эффективность работы сразу взлетела», – пишут одни. Другие разделяют опасения автора поста: «Hyatt – моя альма-матер, и доброй половине того, что знаю и умею, я научился именно там. Даже сейчас при создании своей УК пытаюсь копировать процессы и организацию работы именно оттуда», – пишет один из специалистов, при этом отмечая и позитив для своего бизнеса в случае ухода иностранных брендов: «От ослабления конкурентов выиграют собственники тех отелей, которыми мы управляем, а следовательно, и мы». Есть и третий взгляд на проблему – а будет ли вообще актуально присутствие иностранных брендов в условиях экономического кризиса, очень даже вероятного в условиях жесточайших санкций в отношении нашей страны? «Обсуждая гостиничный рынок, мы обходим стороной вопрос рынка сбыта. Думаю, спрос сожмется до начала 90-х годов минус иностранные туристы. Сколько россиян в начале 90-х готовы были выложить 100–200 долларов за ночь в гостинице? 100 долларов тогда были огромными деньгами для подавляющего большинства и могут стать опять в обозримом будущем...»