В поисках интересных туристических направлений внутри страны внимание туристов привлекают речные круизы по России, правда, цены на некоторые маршруты вызывают неоднозначную реакцию.
Например, 13-дневный круиз по Енисею на теплоходе «Максим Горький» в июле стоит от 425 200 руб. за место в каюте класса стандарт до 1 075 300 руб. в люксе. Кроме того, в стоимость включены трехразовое питание и экскурсии, правда, дорогу до Дудинки придется оплатить отдельно. Стоит отметить, что «Максим Горький» был полностью реконструирован в 2019 году до уровня 5*. Это отразилось и на внешнем виде теплохода, и на качестве обслуживания. За 10-дневный круиз Красноярск – Ворогово на этом же теплоходе придется отдать минимум 317 600 руб. за человека, при этом на 2020 год есть всего одна дата отправления.
30 июня «Новые известия» опубликовали обзор этих предложений. Автор приводит комментарии туристов, которые замечают, что «за такие деньги можно компанией купить хороший катер или яхту и самим путешествовать. Где захотел, причалил, пожарил шашлычок или рыбку на гриле». А когда восстановятся международные рейсы, станут вновь доступны предложения морских круизов за гораздо более привлекательные суммы. Например, девятидневный круиз по Западным Карибам будет стоить всего 587$, пишет издание.
Однако такое сравнение вряд ли можно назвать корректным: яхту ради одного путешествия не покупают, а карибские круизы выполняются, как правило, на огромных лайнерах, отсюда и демократичные цены.
Речные круизы по России уместнее было бы сравнивать с путешествиями по рекам Европы, где они стоят не менее 1000€ на человека. Однако и это сопоставление тоже не будет правильным.
Прежде всего, из-за того, что на рынке круизов по сибирским рекам несопоставимо меньший объем предложений. Фактически это штучные путешествия, выполняемые всего несколько раз в году.
По словам гендиректора компании «Круизный дом» Константина Пучкова, снижения стоимости на сибирские круизы ждать не стоит, так как себестоимость организации таких круизов в разы выше, чем на традиционных речных направлениях. Инфраструктура дальних регионов мало развита, цены на топливо и стоянки теплоходов в разы выше, а навигация короткая. Дополнительно к факторам, увеличивающим стоимость, надо добавить издержки на простой теплохода в несезон, а также огромные сибирские расстояния, не позволяющие предложить короткие программы.
Возможно, субсидии от государства на развитие инфраструктуры, появление новых комфортабельных теплоходов и освоение маршрутов могли бы помочь этому направлению стать более экономичным, но даже в этом случае речные круизы по рекам Сибири вряд ли в ближайшее время станут интересны большинству туристов. Все-таки летом жители России больше ориентированы на отдых у теплого моря, а круизы по Енисею или Лене, предполагающие созерцание таежных красот и поездки в отдаленные населенные пункты, привлекательны для сравнительно небольшой аудитории любителей экзотики.