Альянс туристических агентств (АТА) выступил за принятие поправок в отраслевой закон, предусматривающих введение электронной путевки (ЭП) и создание гарантийного фонда для туроператоров. Соответствующее заявление появилось на сайте организации 10 июля.
Альянс отмечает, что ЭП поможет очистить рынок от недобросовестных турагентов и туроператоров, обеспечит равные условия конкуренции и защитит потребителей.
«Альянс и ранее говорил о несовершенстве системы гарантий. Ее текущие инструменты не раз показывали свою неэффективность: крайнюю недостаточность покрытия ущерба страховками и ФПО. Более того, из-за банкротств туроператоров страдали не только потребители, но и многие турагенты, неоднократно покрывавшие собственными деньгами ущерб туристам», – указано в заявлении.
Как рассказала TourDom.ru исполнительный директор АТА Наталья Осипова, тот факт, что руководство АТА какое-то время предпочитало сохранять нейтралитет и не комментировать законопроект (первое чтение состоялось еще в конце июня. – Ред.), связан с тем, что документ в первую очередь касается туроператоров, чьи интересы представляют другие объединения. Однако голос агентств тоже должен быть услышан, поэтому после совещания в онлайне дирекция АТА решила выступить с согласованным заявлением. Тем более что у многих турагентств связаны с этим законопроектом опасения, которые в Альянсе считают необоснованными.
По словам Натальи Осиповой, турагентам не стоит опасаться, что им придется вручную вносить информацию о каждом проданном туре в электронную путевку: так как это будут делать туроператоры: «Эту поправку уже внес Михаил Дегтярёв (глава профильного комитета Госдумы. – Ред.). Турагенты отдают данные туроператорам, а вносят в электронную путевку – они».
Аргументы противников законопроекта о неготовности рынка к внедрению электронной путевки и исполнительный директор АТА считает несостоятельными. «Эти доводы я слышу уже лет семь и все их готова опровергнуть. Сейчас нужно принимать меры, которые помогут вернуть доверие потребителей. Дальше просто некуда! Мы уже теряем туристов, нас боятся, называют мошенниками, причем всех, никто не разбирает, кто чистый, кто не чистый. Это звучит и от туристов, и от чиновников. что очень обидно выслушивать. Мы агенты, мы постоянно на связи с туристами, и поэтому все эмоции туристов нам хорошо известны».
В АТА считают, что необходимо формировать новую систему защиты потребителей, не предполагающую отвлечение денег из оборота туроператоров: «Нужно освобождать их от этого ярма». А новый гарантийный фонд стоит рассматривать как аналог давно желаемого рынком инструмента – страхования каждого тура.
При этом новую систему нужно закрепить законодательно в кратчайшие сроки. Такая необходимость стоит «в связи с ухудшением финансового положения многих туроператоров», сложностями страхования их ответственности. «Гарантийный фонд, технологически связанный с электронной путевкой, обеспечит прозрачность сбора и расходования средств. В будущем эта система «коллективного фондирования» позволит выдержать любые банкротства туроператоров. Пример тому – британская система ATOL, выплатившая туристам обанкротившегося «Томас Кук» 350 млн фунтов стерлингов (31,2 млрд рублей) ущерба», – сообщается на сайте Ассоциации.
Напомним, 3 июля руководители РСТ и «Турпомощи» привели аргументы против принятия законопроекта, в объединении предпринимателей «ОПОРА России», наоборот, выступили за. Совет Госдумы отложил утверждение текста законопроекта на этапе его подготовки ко второму чтению – ожидается, что согласованный вариант появится 15 июля.