С 21 августа Россия стала полноправным участником Монреальской конвенции, которая предусматривает, в частности, увеличение размеров выплат за задержки рейсов и потерю багажа.
По мнению некоторых авиационных экспертов, нормы Монреальской конвенции могут сильно ударить в первую очередь по чартерным перевозчикам, у которых сбои в расписании происходят особенно часто. Напомним, согласно Монреальской конвенции размер компенсаций измеряется
в искусственном платежном средстве Международного валютного фонда – специальных правах заимствования (SDR) (Курс SDR на 19 августа – 83,4357 рубля). Максимальный размер компенсации за задержку вылета составляет 4 694 SDR (391 тыс. рублей). При потере, повреждении или задержке перевозки багажа максимальный размер компенсации – 1 131 SDR (94 тыс. рублей).
Однако существует и альтернативное мнение. Прежде всего, наблюдатели напоминают, что согласно правилам Монреальской конвенции, сама по себе задержка вылета не является основанием для выплат – компенсации будут подлежать только прямые убытки пассажиров. А их еще нужно доказать в суде.
Существуют и другие нюансы. Советник руководителя Ростуризма по транспорту Дмитрий Горин полагает, что для чартерных авиакомпаний мало что изменится. «Во-первых, они чаще всего могут предложить пассажирам пересесть на другой борт. Во-вторых, если есть угроза безопасности пассажиров или же вылет откладывается по не зависящей от перевозчика причине, никаких компенсаций не будет. Кроме того, суммы выплат, вопреки анонсированным в федеральных СМИ, согласно мировой практике не превышают 600 €. Поэтому на ценах перевозки это, скорее всего, никак не отразится».
При этом, по словам юристов, занимающихся защитой прав пассажиров, прежде в России средняя компенсация за задержку рейса была значительно меньше – как правило, она не превышала нескольких сотен рублей. Максимальная сумма, которой удалось добиться от авиакомпании по решению суда, – 1 800 рублей (25 % от МРОТ), рассказал корреспонденту портала TourDom.ru один из адвокатов.