Немецкие туристические компании заявляют о грядущем коллапсе отрасли и безработице, грозящей миллиону сотрудников. Как сообщила 10 мая Deutsche Welle, такое заявление сделал председатель Федерального объединения немецкой туриндустрии Михаэль Френцель на основе опроса почти 11 тысяч турфирм и 2300 организаторов мероприятий, две трети из которых опасаются банкротства в ближайшей или среднесрочной перспективе.
Он подчеркнул, что экономическая ситуация катастрофически обострилась, до 70% работников уже получают пособие по неполной занятости, а компании потеряют почти 11 млрд евро оборота до середины июня.
Судя по заявлениям Михаэля Френцеля, меры поддержки немецких властей пока не спасают ситуацию, хотя на бумаге они выглядят куда более существенными, нежели те, что мы наблюдаем в России. Например, Федеральное агентство по труду Германии выплачивает зарплату работникам остановленных из-за пандемии предприятий. До настоящего момента государство компенсировало 60% прежнего заработка (при наличии ребенка – 67%), а в конце апреля правительство ФРГ решило увеличить выплаты до 80%. Или безвозмездную финансовую помощь правительства малым предпринимателям.
Однако и за рубежом с господдержкой не всё и не всегда гладко. Ряд европейских экспертов отмечают, что, как и в нашей стране, либо в первую очередь спасают «системообразующие» компании, как это было с TUI, либо благие намерения не покидают пределов высоких трибун и до малого и среднего бизнеса деньги и послабления не всегда доходят из-за бюрократических барьеров.
Больше всего предпринимателей в Европе смущает отсутствие понятных перспектив. Внешние и внутренние границы ЕС закрыты, под вопросом пока даже свободное перемещение между отдельными землями Германии или провинциями в других странах. Соответствующие регламенты еще не приняты, поэтому путешествовать никто не торопится, а владельцы отелей, ресторанов и туристических предприятий не понимают, кого они смогут обслуживать, а кого – нет.
Как сообщает Deutsche Welle, последние опросы авторитетного агентства McKinsey показывают, что порожденный пандемией страх перед инфекцией значительно снизит мобильность населения Германии. Вернуться к прежней динамике путешествий готовы лишь менее половины респондентов, 29% опрошенных заявили, что снизят активность поездок, а 27% хотят вовсе от них отказаться.
Подобного можно ожидать и в России. После отмены карантина далеко не все потенциальные туристы захотят воспользоваться вновь открывшимися возможностями. У многих для этого не будет либо желания, либо денег, о чем свидетельствуют опросы, проведенные на портале TourDom.ru. Так, отвечая на вопрос об отдыхе на российских курортах, как минимум 10% читателей говорят, что «и рады бы купить тур, но денег на отдых уже не осталось», а относительно зарубежного отдыха 15–20% заявляют, что «никуда не поедут, денег нет». И чем дольше продлится режим самоизоляции экономики, тем больше эти проценты будут расти, снижая шансы на скорое восстановление отрасли.