Суды по ковидным делам затронули не только российских туроператоров, но и гостиницы. Об одном из них TourDom.ru 12 декабря рассказали в компании «Юристы для турбизнеса “Байбородин и партнеры”».
11 февраля 2020 года турагент забронировал для своих постоянных корпоративных клиентов – компании «Икея» – 10 номеров на 4 дня в одной из подмосковных гостиниц на общую сумму 223 тыс. руб. По просьбе юриста имена истца и ответчика мы не называем, чтобы не навредить ходу дела.
В число группы, которая должна была заселиться в отель с 16 по 19 марта и провести там конференцию, входили граждане Швеции. Однако 12 марта прошлого года губернатор Московской области выпустил постановление об отмене массовых мероприятий и признал коронавирус обстоятельством непреодолимой силы (форс-мажором). В этот же день компания «Икея» ввела корпоративный запрет на поездки и на подобные мероприятия. В связи с этим конференцию пришлось отменить. Турагент направил отелю письмо с просьбой аннулировать бронирование без штрафных санкций.
В свою очередь, гостиница в возврате денег отказала, обосновав это тем, что в договоре прописан штраф в размере 100% в случае отмены заявки менее чем за 4 дня до заезда. Однако предложила перевести деньги на депозит и воспользоваться ими, когда это будет возможно. «Икею» это не устроило, так как корпоративный запрет на поездки для ее сотрудников действует и по сей день – уже почти 2 года спустя.
Турагент, представлявшая интересы международной компании, подала в Арбитражный суд Москвы иск на гостиницу. Несмотря на то что для объектов размещения постановлением правительства № 1078 действовала отсрочка по обязательствам перед клиентами до 31 декабря 2021 года, суд признал отель надлежащим ответчиком. Решением от 29 октября он взыскал с него 223 тыс. руб. задолженности, плюс 9 тыс. руб. неустойки за период с 1 января по 21 августа 2021 года в соответствии со ст. 309 ГК РФ, плюс госпошлину и расходы на юриста – итого около 290 тыс.
По словам экспертов компании «Юристы для турбизнеса “Байбородин и партнеры”», ключевую роль сыграл тот факт, что гостиница письменно отказалась возвращать деньги за несостоявшийся заезд ни до конца 2021 года, ни после этой даты, еще и указав на применение ФПР в размере 100% и дав заказчику безальтернативный перенос оплаченной суммы на депозит и последующее его использование в любые сроки. При этом не стоит забывать про то, что правительством установлен срок подвижки несостоявшихся дат проживания в 18 месяцев с даты заезда, которые также уже истекли, то есть отель имел только один путь следования закону – вернуть все до копейки, чего делать и не думал. В итоге мы имеем требование заказчика о полном возврате, нежелании переноса дат и несогласии с ФПР в любом размере. Суд вынес решение удовлетворить иск полностью, прокомментировали юристы.